Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Убийство старухи-процентщицы Раскольниковым». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нельзя сказать, что Раскольников готовился к убийству хладнокровно и бесчувственно: он переживает, его разрывают на части мысли о необходимости что-то изменить, помочь всем знакомым, которые крайне нуждаются в деньгах, спасти сестру от брака с нелюбимым. Накануне преступления он видит сон о лошади, где её, маленькую и беззащитную забивает насмерть пьяная толпа. Человечность старается победить, подсознание кричит о том, что он совершает ошибку, но механизм не остановить. Родион приходит к старухе, вручает ей заклад, его голос срывается…Раскольников убивает старуху-процентщицу. Фатальность этой сцены просто гениальная: автор показывает убийство глазами убийцы, который по сути является жертвой… Жертвой своей философии, которая заставит его страдать гораздо страшнее, чем может представить себе герой.
Роман «Преступление и наказание» написан русским писателем Федором Михайловичем Достоевским в девятнадцатом веке. Главным героем романа является студент, проживающий в городе Петербург, по имени Родион Романович Раскольников. В ходе развития сюжета произведения главный действующий герой совершает преступление: убийство старухи-процентщицы Алены Ивановны. Это сочинение-рассуждение включает в себя размышления о причинах, мотивах Раскольника, которыми он руководствовался, убивая старушку.
Раскольников жил в Питере и был достаточно беден для студента, поэтому вынужден снимать убогую комнатку и брать для этого деньги у старой процентщицы. Алена Ивановна, следовало б заметить, была мало того, что женщиной не самой приятной наружности, но при этом жадной скрягой. Она не за что не желала ждать и постоянно требовала что-то от нищенствующего студента.
Однажды, сидя в кафе, герой вслушался в разговор двух студентов, которые говорили плохо про эту самую Алену Ивановну. У одного из них из уст проскользнула фраза, что если бы ее не стало, то лучше жилось бы ста людям, если не больше. Тогда Родион Раскольников задумался об этом, придав большое значение организации правильного убийства старухи – избавления мира от вши или «твари».
Раскольников убивает старуху-процентщицу
4.3
(14)
Раскольников берет топор
Крадучись спустившись по лестнице, бывший студент взял из дворницкой топор и укрепил его в петле. Он следовал по улице не спеша, чтобы не вызвать подозрений.
Где-то часы пробили половину восьмого. Время бежало поразительно быстро. Раскольников шел, как на казнь. На лестнице старухиного дома ему посчастливилось незамеченным пройти мимо маляров, которые работали в квартире на втором этаже, распахнув входную дверь. Он еще сомневался в своем решении, но позвонил к процентщице. Дверь открыли не сразу: подозрительная хозяйка прислушивалась, — но после третьего звонка запор сняли.
Роскольников уже в квартире старухи
Раскольников почти силой заставил недоверчивую Алену Ивановну впустить его в квартиру и, сказав, что принес обещанную папиросочницу, подал ей сверток. Стараясь развязать узлы, она отвернулась к окну.
Раскольников ударил топором старуху. Убил.
Он расстегнул пальто, высвободил топор и, чувствуя слабость в руках, ударил ее обухом по голове. Старуха вскрикнула, но очень слабо. Тогда он изо всей силы упарил ее еще два раза. Кровь хлынула, и тело повалилось навзничь.
Родион, стараясь не запачкаться кровью, вытащил из старухиного кармана связку ключей и побежал в спальню. Когда он судорожно подбирал ключ к комоду. Возникло желание все бросить и уйти, но было поздно. Вдруг ему показалось, что процентщица еще жива. Он бросился к ней, схватил топор, замахнулся, но та была действительно мертва. Заметив на шее трупа шнурок, Раскольников, перемазав руки кровью, с трудом разрезал его, достал засаленный, туго набитый кошелек и, не глядя, сунул его в карман.
Он возился с ключами, но те не подходили. Наконец удалось открыть сундук, где среди старухиной одежды лежали золотые вещи. Раскольников стал набивать ими карманы, но вдруг услышал. что в соседней комнате кто-то ходит. Он схватил топор и вышел из спальни.
Раскольников убил также Лизавету — случайного свидетеля.
В комнате стояла Лизавета с узлом в руках. Увидев страшного незнакомца, она задрожала и стала отодвигаться в угол. Он бросился на нее, а несчастная даже руки не подняла, чтобы защититься. Родион ударил ее по черепу острием и сразу разрубил всю верхнюю часть лба почти до темени. Она так и рухнула. Раскольников растерялся, заметался по комнате, потом побежал в прихожую. Ему стало страшно, он осознал всю нелепость и безобразие совершенного им, в нем поднялось отвращение к содеянному.
Одумавшись, он увидел, что руки его — в крови. На кухне он вымыл руки и топор в стоявшем там ведре с водой и вытер их о белье, сушившееся на веревках. Осмотрев свою одежду. он ничего не заметил на ней, только на сапогах были пятна. Сообразив, что надо бежать, он вышел в прихожую и только сейчас заметил, что дверь в квартиру приоткрыта.
Спор студента с офицером о старухе
…Позволь я тебе серьезный вопрос задать хочу, — загорячился студент. — Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?
— Ну, понимаю, — отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища.
— Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, — и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!..
Фёдор Михайлович в своём романе «Преступление и наказание» открывает общество бедного района Петербурга XIX века, доведённое до отчаяния и способное на убийство. Затравленный жизнью и погрязший в долгах человек, по причине вседозволенности и нелепой теории об обычных и Великих людях, решается на преступление Алёны Ивановны – никчёмной злой «воши», считая, что сможет избавить мир от злой и жадной старухи-процентщицы.
Долгое время, вынашивая навязчивую идею, Раскольников считает себя вершителем правосудия, которому разрешено, преступив закон, лично расквитаться с обидчиками. Дойдя до точки кипения, Родион превращает задуманное в реальность, придя к старухе, якобы заложить папиросницу. И пока та, отвернувшись разворачивает свёрток, молодой студент бъёт её по голове топором (тупой стороной), и процентщица падает замертво. Прихватив с собой кошель и драгоценности убитой, главный герой пытается бежать, но не тут-то было. Во время побега с места преступления, в комнату заходит младшая сестра старушки Лизавета – кроткая и добрая девушка, которую студент совсем не планировал убивать, рассчитывая на то, что родственница вернется нескоро. Она в нём вызывала жалость, так как слышал об издевательствах старшей сестры. Но от растерянности, молодой человек замахнулся топором и ударил несчастное создание острой частью. Отмывшись от крови, еле унес ноги с места преступления.
В тот самый момент теория Раскольникова рухнула, его душу начали терзать муки совести. Никчемная, но спокойная ранее жизнь, обернулась страхом перед разоблачением. Он понимал, что той свободы, которую мечтал приобрести после расплаты, никогда не испытает. Осознав реальность жестокой ошибки, охарактеризовал себя нищим и ничтожным подлецом.
Родион не может в себе носить столь тяжелый груз, решаясь рассказать о своем страшном грехе Соне Мармеладовой, занимавшейся «непристойной работой» ради того, чтобы прокормить отца, мачеху и троих её детей. Герой нашел в ней родственную страдающую душу, понимая, что только она сможет его понять. Придя домой к Соне, спустя неделю после убийства, Раскольников поведал детали убийства старухи.
Девушка предлагает молодому человеку во всем признаться и раскаяться перед народом. В болезненном полубреду, надев крест, отчаянный студент отправляется к следователю. По пути, кинув милостыню какой-то старушке, услышал в ответ «Сохрани тебя Бог!». Движимый отчаянием, Раскольников понимает, что единственный способ очищения от греха – это искреннее покаяние перед Богом и народом. Склонив на Сенной площади (вблизи Успенской церкви) голову к земле, не обращая внимания на окружающую публику, поцеловал ее. Выдержав оскорбительную брань и игнорируя окрики толпы, побрел дальше. Измученный и уставший, внезапно осознает, что дошел до дверей следователя.
С этого момента душа героя перевернулась, характер его открылся с новой неизведанной стороны. Начался новый отрезок времени – очищение и раскаяние, подробности которого писатель скрывает от читателей, предоставив самим задуматься над страшными грехами человечества.
Родион Раскольников — молодой человек из бедной семьи. Некоторое время был студентом, но от учебы пришлось отказаться из-за нехватки финансов. Давал дополнительные уроки, но и это дело прекратил. Герой много размышляет о том, почему одним достается все, а другим ничего. И как бы оправдывая собственную нищету, считает себя личностью «великой».
Мнение о гениальных и великих людях является большей частью рассуждений героя, которые преследуют его на протяжении всего романа. Идеи Раскольникова состояли в том, что хоть он и нищий, но личность великая и это с лихвой окупает его финансовое положение. Молодой человек чрезмерно горд и высокомерен. В противовес гениальным личностям он ставит людей обычных. Они, по мнению мужчины, лишь «расходный материал» в достижении целей личностей великих. Именно такой он и видел Алену Ивановну, старуху-процентщицу. Примером великой личности он считал Наполеона.
Его теория как бы подталкивала к тому, что он вправе использовать старуху, убить, и забрать средства. По слухам, все свое имущество старушка завещала даже не сестре, а в монастырь. Раскольникова раздражало то, что деньги, которые могли бы помочь людям, могут уйти в какой-то монастырь. И это дополняло и так откровенную неприязнь к старухе. Автор описывает ее, как личность неприятную.
Мужчина решает зарубить бабку, он этого хочет. Алена Ивановна была не единственная, кого убил Раскольников. Кроме старухи, под удар топором попадает ее сестра. Мужчина был напуган, ему чудились звуки снизу и постоянно казалось, что его вот-вот разоблачат или поймают. Появление сестры добавило напряжения. Это объясняет, почему Раскольников убил и Лизавету. Идя на дело, мужчина даже не знал, сколько средств дома хранила бабушка. Сумма оказалась небольшая: около трехсот рублей и некоторые скромные драгоценности.
В дальнейшем теория его лопнула как мыльный пузырь. Спустя время, как бы он ни старался избавиться от мук совести, она все же взяла над ним верх. Он осознал, что отнюдь не великий, а убийство разломило его душу и испортило всю жизнь. Раскаяние настигает главного героя, а от прошлых идей он отказывается.
Основные причины преступления
Личные идеи мужчины, а также его нужда — еще не все причины, по которым он решился на такой страшный шаг. Как уже говорилось выше, автор достаточно детально описывал все, что окружало Раскольникова. Вот лишь некоторые внешние атрибуты, которые повлияли на психологию героя и угнетали его:
- Интерьеры квартир, комнат и казенных помещений. Как правило, они были небольшие, темные и грязные. В некоторых стены были неприятного желтого цвета.
- Душная, жаркая погода. Отсутствует свежесть.
- Улицы, которые чаще всего узенькие, пыльные и грязные.
- Люди, что встречаются главному герою. Он часто натыкается на пьяниц, женщин легкого поведения, людей неприятных или недостойных. Среди его окружения попадаются и откровенные подлецы, например Лужин, который клевещет на сестру Раскольникова.
Внешние атрибуты лишь добавляют психологического напряжения герою. Вокруг все сухое, мрачное, серое. Люди разнузданные. И при этом он беден, а его сестра вот-вот выйдет замуж. Разбирая основные причины, почему Раскольников покушается на жизнь старухи процентщицы, можно выделить следующие:
- Финансовое положение семьи Раскольникова. Его угнетала мысль, что сестра может выйти за Лужина, который был неприятен Родиону. У Сони Раскольниковой настали тяжелые времена, так как она лишилась работы. Обо всем этом мужчина узнает из письма матери, которое герой получает практически в самом начале повествования.
- Раскольников в одном из эпизодов становится свидетелем разговора двух людей, которые обсуждают ту самую старуху. О ней говорят, как о личности подлой, которая наживается на бедности людей. Это лишний раз подкрепляет личную неприязнь героя, а также его теорию о «великих» и «обычных» людях. Он понимает, что от ее смерти никому хуже не станет, а как раз наоборот.
- Особое впечатление Родион получает после знакомства с господином Мармеладовым. Мужчина предстает перед читателем как личность выпивающая и безвольная. Он рассказывает печальную историю о дочери Сонечке, которая вынуждена заниматься непристойным делом, чтобы прокормить семью. Родиона история тронула и лишний раз заставила задуматься о несправедливости этого мира.
- Небольшой эпизод с обманутой девушкой легкого поведения, которую он встретил на бульваре, откладывает свой отпечаток. Основное опасение героя, что его сестра из-за их бедности тоже скатится до такого состояния. Он не может этого допустить.
- Решающим фактором является то, что он случайно узнает о времени и дне, когда старуха будет дома одна. Это подтолкнуло его и окончательно убедило нанести смертельный удар.
Все вышеперечисленные причины позволяют Раскольникову решиться на такой шаг. Он идет убивать во имя «великих», как он думал, целей, а также из-за собственного голода и нужды. Достоевский достаточно четко объясняет, зачем Раскольников убил старуху. На событие повлиял несколько факторов, которые в определенный момент сложились в одно убеждение главного героя, что он не просто обязан это сделать, а он имеет право. Высокомерие героя в итоге завело его в тупик. А после преступления последовало наказание.
Подготовка к убийству преступление и наказание
Полтора месяца назад он начал закладывать у старухи вещи.
- В 1-ый день Раскольников идет к старухе-процентщице, чтобы изучить детали (где старуха хранит ключи, деньги и т.д.).
- В распивочной Раскольников знакомится с пьяницей-чиновникм Мармеладовым, который рассказывает о своей дочери Соне.
- Раскольников бродит по улицам, размышляя о преступлении. На улице он случайно слышит, что Лизавета, сестра старухи, будет отсутствовать дома завтра в 7 часов вечера. Раскольников берет это на заметку.
- Раскольников просыпается под вечер. Он берет топор и идет к старухе к 7 часам вечера. Он убивает старуху и ее сестру Лизавету, которая внезапно приходит домой.
Раскольников берет драгоценности и деньги старухи и уходит незамеченным из квартиры. Придя домой, он засыпает.
- Утром Раскольникову приносят повестку о том, что ему нужно явиться в контору в 11 утра сегодня.
В сыне Пульхерия Александровна Раскольникова видела последнюю надежду для себя и для дочери. Она любила детей своих безмерно, готова была на все ради сына. За долгие три года разлуки она делала все, что могло хоть как-то помочь Родиону. Перед убийством герой получает от матери тридцать пять рублей, из последних. Пульхерия готова была отдать все, что у нее есть, работала как могла, чтобы помочь сыну – с больными глазами она вязала воротнички, косынки и нарукавнички, что не приносило большого дохода. Но это было все, чем она могла хоть как-то помочь сыну, и она делала все возможное.
Родион тоже любил мать. Даже находясь в самом подавленном состоянии духа, он наказывает Разумихину стать сыном и братом, быть опорой для его родных и всячески им помогать. Сам он говорит матери о том, что никогда не перестанет ее любить, и если она думала о жесткости и нелюбви сына, то ошибалась.
После прощания Родиона Пульхерия впала в болезнь и даже в некоторое помешательство. Ее материнское сердце чувствовало беду, еще с самого первого взгляда на сына в Петеребурге. И даже несмотря на то, что Родион ничего ей не сказал, она знала и понимала, что сын в большой беде. Но спрашивать что-либо она боялась, понимая, что ответ может быть неутешительным, и вынести такого горя ей будет слишком тяжело. Перенести разлуки с сыном она не смогла, возможно, из-за этого самого понимания.
16 стр., 7662 слов
Изначально Родион Раскольников раздумывает над теорией сильной личности. Будучи молодым человеком и нигилистом, считающим, что все правила и устои изжили себя и ничего хорошего новому обществу не приносят, он хочет перевернуть вес мир. Он желает наполнить его сильными личностями, способными на всё, а, как известно, хочешь изменить мир – начни с себя. За идеал сильной личности Раскольников принимает выдающегося человека своего времени – Наполеона Бонапарта. Именно он в его глазах – сильная личность, способная на всё ради власти, в том числе и на убийство. Убийство старухи-процентщицы для Родиона становится испытанием собственной души. Поставив себя на порядок выше обычных людей, «тварей дрожащих», Раскольников считает, что сможет убить и остаться спокойным, так как данное преступление в его голове выглядит как благо во имя общества.
Сочинение Почему Раскольников убил старуху-процентщицу
Всеми известное произведение Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» стало величайшим творением. Это трагедия не может оставить равнодушным даже самого скупого на чувства человека. Этот роман заставляет задуматься над проблемами, которые стоят перед каждым человеком, а так же даёт понять, что всё не настолько плохо. Человек может вынести любое испытание, кто-то однажды сказал, что « сильными не рождаются, сильными становятся» Жаль, что Раскольников так поздно это понял.
Главным героем данного произведения является Родион Раскольников, человек принадлежащий к низшему, бедному сословию. Он красив, умён, добр, но из-за нехватки средств Родиону пришлось покинуть университет и кое- как сводить концы с концами. Он зарабатывал на жизнь репетиторством, но вскоре он прекратил эту деятельность и единственным источником существования были деньги, которые присылала из дома мать. У Родиона нет ни знакомых, ни друзей, которые помогли бы ему в трудную минуту. И это состояние души довело главного героя до сумасшествия.
Подготовка к убийству в романе преступление и наказание
Путем умозаключений приходит к выводу, что теория сверхчеловека находится в страшном противоречии с нравственным чувством, с духовным «я».
Влащенко В. И. Начало изучения романа «Преступление и наказание на уроках литературы // Литература в школе. 1992. № 5, 6.
Роман открывается действием, которое происходит в грязных петербургских трущобах, где страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты «лохматники», женщины, отвергнутые обществом, оборванные, голодные, нищие дети. Везде «темно, душно, грязно», «грязь, вонь и всякая гадость». Малыгина И. М. Диалог героев А. Подготовка к освобождению лиц отбывающих наказание в иу начинается? Платонова и Ф. Достоевского // Литература в школе. 1998. № 7. Селезнев Ю. Слово воплощенное (Из кн. «В мире Достоевского») // Литература в школе.
1994. № 2. Мать его получает маленькую пенсию, сестра живет в гувернантках, но после преследований Свидригайлова оставляет работу. Шаги Раскольникова к преступлению Ф. М. Достоевский жил и творил в эпоху, когда в стране росло недовольство существовавшими порядками. Писатель показывал в своих произведениях людей, которые пытались протестовать против царившего зла. Раскольников с ужасом слушает Лужина.
В словах Петра Петровича он узнает свою теорию, только опошленную и сниженную до бытового уровня понимания. Исчезла пафосность, а смысл остался. Те же категории людей — слабые и сильные, то же право сильных вершить судьбы слабых. Все двойники очень разные. Можно сказать, что они являются двойниками разных душевных качеств героя, зачастую противоположных. И то, что Раскольников сближается с Соней, подчиняется в конечном счете Порфирию Петровичу, то есть тем людям, которые олицетворяют лучшее, а Лужин, Свидригайлов уходят, есть символ воскрешения души Раскольникова.
Путь Раскольникова к преступлению
Урок 77.
Раскольников: преступник или жертва? Путь Раскольникова к преступлению. Противоречивость героя.
Истоки “Преступления и наказания” восходят ко времени каторги Достоевского
“П. и н.” часто называют “петербургским романом”. Вы помните, что образ Петербурга создавали в своих произведениях и Пушкин, и Гоголь, и Некрасов, раскрывая все новые и новые его грани. Д. изображает столицу тогдашней Росии в 60-70-е гг., в пору стремительного роста, развития российского капитализма, когда Петербург быстро разрастался за счет доходных домов (многоэтажный дом, квартиры в котором сдавались жильцам. Такие дома приносили их владельцам большие доходы), банкирских контор, заводов и рабочих предместий.
Петербург в романе не просто фон, на котором происходит действие. Это тоже своеобразное “действующее лицо” — город, который душит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи.
Глазами Р. мы смотрим на летний Петербург. Он чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин (невская панорама — величественная. Р. чуть не попал под богатую коляску и кучер хлестнул его):
“Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим пьяна была для него эта пышная картина”.
Герою больше по сердцу Сенная площадь, в окрестностях которой ютятся бедняки. Здесь он чувствует себя своим. В романе часто рисуются уличные сцены (пьяная бросается в воду). Словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния. Шумные, грязные улицы — “грязные и вонючие” дворы-колодцы — квартиры.
Судьба одной семьи (Мармеладовы) приобретает в рассказах М-ва широчайший, вневременной и общечеловеческий характер. Это рассказ о всех “пьяненьких, слабеньких”, всех замученных и мучающих друг друга, всех обездоленных, которым некуда пойти, неоткуда ждать помощи.
Перед Р-вым встают вопросы, которые давно уже “начали терзать его и истерзали ему сердце”.
Накануне преступления Раскольников получает письмо от матери, в котором говорится о предстоящей свадьбе его сестры Дуни с подлецом Лужиным, а также о страданиях Дуни в качестве гувернантки в доме Свидригайловых из-за того, что взяла в задаток деньги чтобы выслать их брату. Раскольников чувствует свою вину за то, что вынуждены терпеть его мать и сестра. Раскольников злится на себя за то, что не может дать матери и сестре достойную жизнь:
Незадолго до преступления Раскольников видит на улице пьяную обманутую девушку на бульваре. Это печальное зрелище заставляет его задуматься о судьбе своей бедной сестры Дуни. Раскольников переживает, что из-за нищеты с Дуней может случиться что-то подобное.
При этом, зная о бедственном положении его родных, Раскольников не работает и принимает деньги которые присылает ему мать, беря их в под процент у местного купца.
Суть преступления была такова, что герой убивает старуху-процентщицу, а затем случайно её беременную сестру. Казалось бы, убийство ради денег. Но преступление началось ещё задолго до этого, когда Раскольников создаёт теорию об обычных и необычных людях. Суть в том, что необычные люди – «право имеющие», могут ради достижения благой цели убивать других. Материалом для этого служат обычные люди – «твари дрожащие», которые созданы только чтобы поддерживать жизнь на земле.
Таким образом, главный герой хочет доказать себе, что он великий человек как Наполеон, поэтому убивает старуху. Он считает это благим делом, ведь старуха даёт деньги на невыгодных условиях, сама по себе является злой и расчётливой, терроризирует жизнь младшей сестры Лизаветы, используя её как прислугу.
Сразу после убийства он осознаёт, что зря это сделал, почти сразу же начинается наказание. Внутренний конфликт не даёт нормально жить и приводит к лихорадке (хотя по теории это было абсолютно нормально). В конце концов Родион сам приходит с повинной и отправляется на каторгу.
Какие бы причины ни находились, они ни в коем случае не оправдывают преступление Раскольникова, он сам осознаёт абсурдность теории на каторге.