Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минюст переключает на себя третейские споры». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Конституция РФ относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10). Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть может разрешать споры о компетенции между органами других ветвей государственной власти.
Отличия третейского суда от арбитражного и суда общей юрисдикции
Главное отличие: третейские суды создаются компаниями, арбитражные суд и суды общей юрисдикции учреждаются государством.
Но есть и другие отличия:
— В возможности обратиться в суд:
-
в третейские суды стороны обращаются только по взаимному согласию. Требуется оформление арбитражного соглашения, в котором стороны указывают, что они обязуются обратиться в третейский суд при возникновении спора. Если стороны не договорятся, то придётся идти в арбитражный суд;
-
для обращения в арбитражные суды и суды общей юрисдикции никаких договорённостей ни о чем не нужно.
— В части назначения судей:
-
в третейских судах стороны сами определяют количество судей третейского суда (арбитров) и сами их выбирают;
-
в арбитражных судах и судах общей юрисдикции стороны никак не могут повлиять, какой судья или судьи будут разбирать их дело.
— В части оплаты работы судов:
-
в третейском разбирательстве стороны оплачивают работу арбитра и его расходы на производство по делу, в том числе расходы на проезд и подобные. Также стороны оплачивают работу переводчиков и экспертов и другие расходы третейского суда;
-
арбитражные суды и суды общей юрисдикции финансируются государством.
— В части полномочий судов:
-
третейский суд сам определяет пределы своих полномочий;
-
полномочия арбитражных судов и судов общей юрисдикции определены законами, то есть государством.
Конституционные основы судебной власти
В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие как особый вид юридической деятельности осуществляется только судом. Под термином «суд» Конституция РФ и другие законы понимают судебный орган (или судью), осуществляющий правосудие в соответствии с установленной законом юрисдикцией. В России нет, и не может быть иных (как государственных, так и негосударственных) органов, осуществляющих правосудие. Отсюда следует, что товарищеские суды, спортивные арбитражи, церковные суды, учрежденные Русской православной церковью, шариатские суды и т. п. правосудие не отправляют.
Почему суд; это плохо
Хотите узнать, как избежать и решить проблемы? Узнать оптимальный алгоритм действий, чтобы вы обрели внутренний покой и умели контролировать свою жизнь. Чтобы умели обезопасить себя, свое личное имущество, бизнес, а поэтому иметь дополнительное свободное время и сбереженные деньги, которые могли быть потрачены на решение проблем.
Последовательность стадий по разрешению проблем такова, как я изложил ее только что. От одной стадии следует переходить к следующей, если предыдущая исчерпала свои возможности и стала бесполезной. Иначе вас ждут энергетические, временные и финансовые затраты.
Доверие суду — это ключ ко всему правосудию, без которого оно невозможно! Внимание! Решить проблему доверия суду возможно только одним способом — выбрать судью для своего спора! Но такой возможности в государственных судах не имеется по закону…
Такой суд в составе одного или нескольких судей называется — Третейский суд, а процедура рассмотрения — Арбитраж. Третейский судья в арбитраже называется — Арбитр. Арбитр является той самой желанной авторитетной личностью, которому стороны спора полностью доверяют и просят его рассмотреть их дело, решить их проблему.
Из правовой принадлежности предмета вашего спора вытекает его подведомственность и подсудность. То есть, определяется гражданский, арбитражный или административный порядок рассмотрения будет применим к разрешению вашего спора, определено место и уровень суда.
Александр Молотников, арбитр Арбитражного центра Института современного арбитража, считает, что пока можно подводить лишь предварительные итоги третейской реформы: «Чтобы говорить о полноценных результатах, должно пройти несколько лет». Вместе с тем пока Андрей Панов, старший юрист международной юрфирмы Norton Rose Fulbright, не видит успехов от перечисленных изменений. Одной из главных проблем как была, так и осталась настороженность российских государственных судов к обсуждаемому институту, уверяет юрист. Леонид Никитинский, член СПЧ и Совета по совершенствованию третейского разбирательства при Минюсте, объясняет, что третейский суд предполагает высокий уровень доверия между гражданами, предпринимателями и государством: «А у нас сейчас нет ни того, ни другого». И зачем тогда такой арбитраж, если никто никому не доверяет? – задается вопросом эксперт.
Минюст также обратил внимание на то, что сейчас может появиться много мошеннических схем для обхода закона. Ведомство рекомендует всем проверять информацию об арбитражных учреждениях и внимательнее относиться к документам. Уточнить, имеет ли учреждение право администрировать арбитраж, можно на сайте Минюста.
В декабре 2013 года Владимир Путин в послании к Федеральному собранию поручил правительству совместно с Торгово-промышленной палатой и Российским союзом промышленников и предпринимателей урегулировать нормы о негосударственных арбитражах. «Третейские суды зачастую являются средством для мошенничества и кражи собственности», – признавала Елена Борисенко, на тот момент заместитель министра юстиции. Другие проблемы уточнялись в пояснительных записках Минюста – существование «карманных» арбитражей, подконтрольных стороне спора, и общая неурегулированность этой сферы.
Еще двум арбитражным учреждениям – Международному коммерческому арбитражному суду при Торгово-промышленной палате РФ (МКАС при ТПП) и Морской арбитражной комиссии (МАК) – дали право работать в силу закона, оценив их как арбитражные центры с признанной международной репутацией. Кроме этого, закон сохранил бизнесу возможность использовать институт ad hoc (третейские суды, которые создаются сторонами для разрешения конкретного спора).
Анна Грищенкова, партнер АБ КИАП, член президиума Арбитражного центра Института современного арбитража, тоже верит, что третейское разбирательство может стать популярной и качественной альтернативой разбирательству в государственных судах. Однако, чтобы достичь этой цели, надо научиться объединять усилия разных, непохожих друг на друга участников процесса и доверять друг другу чуть больше, чем сейчас, добавляет она. В этом плане следующий год будет более показательным, уверен Панов. Кроме того, появится больше судебной практики по различным аспектам арбитражной реформы, прежде всего, по возможности передачи корпоративных споров в арбитраж, резюмирует юрист.
Также законом вносятся изменения в процессуальное законодательство в связи с созданием обособленных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, которые должны появиться до 1 октября 2023 года, а также 1 военный апелляционный суд и 1 военный кассационный суд.
В вводной части решения суда должны быть указаны дата и место принятия решения суда, наименование суда, принявшего решение, состав суда, помощник судьи, секретарь судебного заседания, стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители, предмет спора или заявленное требование.
в третейские суды стороны обращаются только по взаимному согласию. Требуется оформление арбитражного соглашения, в котором стороны указывают, что они обязуются обратиться в третейский суд при возникновении спора. Если стороны не договорятся, то придётся идти в арбитражный суд;
Такие суды относятся к государственным органам судебной власти и специализируются на рассмотрении бытовых и хозяйственных споров. Формирование состава арбитражного заседания, а также место и время его проведения устанавливаются самим судебным органом, а не участниками разбирательства. Качество работы арбитражных судов в РФ регулируется на уровне федерального законодательства.
- Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ (МКАС при ТПП, старейший арбитражный орган, действующий на основании закона РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 07.07.1993 № 5338-I);
- Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ, действующая на основании этого же закона;
- Арбитражный центр при РСПП (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.04.2023 № 798-р).
Арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)
Арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) — суды по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено ФКЗ об арбитражных судах (ст. 24 ФКЗ об арбитражных судах).
Арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.
В Российской Федерации действует 10 федеральных арбитражных судов округов, соответственно числу арбитражных кассационных округов: Арбитражный суд Волго-Вятского округа; Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа;
Арбитражный суд Дальневосточного округа; Арбитражный суд Западно-Сибирского округа; Арбитражный суд Московского округа; Арбитражный суд
Поволжского округа; Арбитражный суд Северо-Западного округа; Арбитражный суд Северо-Западного округа; Арбитражный суд Уральского округа; Арбитражный суд Центрального округа.
Арбитражный суд округа действует в составе (ст. 25 ФКЗ об арбитражных судах): президиума арбитражного суда округа; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Полномочия арбитражного суда округа (ст. 26 ФКЗ об арбитражных судах): проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено ФКЗ об арбитражных судах; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле; изучает и обобщает судебную практику; подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализирует судебную статистику; рассматривает в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.
Состав арбитражного суда округа аналогичен составу арбитражного суда субъекта РФ.
Президиум арбитражного суда округа действует в составе председателя арбитражного суда округа, его заместителей, председателей судебных составов и судей.
Судьи арбитражного суда округа, входящие в состав президиума арбитражного суда округа, утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ по представлению председателя арбитражного суда округа.
Президиум арбитражного суда округа: 1) утверждает по представлению председателя арбитражного суда округа членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда; 2) рассматривает другие вопросы организации работы суда; 3) рассматривает вопросы судебной практики.
Президиум арбитражного суда округа созывается председателем этого суда по мере необходимости.
Постановления президиума арбитражного суда округа принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов президиума и подписываются председателем арбитражного суда округа.
Члены президиума не вправе воздерживаться от голосования.
В арбитражном суде округа создаются судебные коллегии, которые утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда.
Судебные коллегии возглавляют председатели — заместители председателя суда.
Председатель суда в случае необходимости вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.
Судебные коллегии арбитражного суда округа проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов, вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику.
В судебных коллегиях арбитражного суда округа могут быть образованы судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию.
Судебные составы формируются председателем арбитражного суда округа.
Структура аппарата арбитражного суда округа в основном аналогична структуре аппарата арбитражного апелляционного суда.
Арбитражное соглашение и арбитрабильность споров: главные разъяснения
Функции, указанные в частях 3 и 4 статьи 11, части 3 статьи 13, части 1 статьи 14, части 3 статьи 16 и статье 40 настоящего Федерального закона, выполняются компетентным судом.
1. Арбитражное соглашение является соглашением сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило такое правоотношение договорный характер или нет. Арбитражное соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения.
2. Арбитражное соглашение заключается в письменной форме.
3. Положение, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, считается соблюденным, если арбитражное соглашение заключено в том числе путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, включая электронные документы, передаваемые по каналам связи, позволяющим достоверно установить, что документ исходит от другой стороны.
4. Арбитражное соглашение также считается заключенным в письменной форме, если оно заключается путем обмена процессуальными документами (в том числе исковым заявлением и отзывом на исковое заявление), в которых одна из сторон заявляет о наличии соглашения, а другая против этого не возражает.
5. Ссылка в договоре на документ, содержащий арбитражную оговорку, представляет собой арбитражное соглашение, заключенное в письменной форме, при условии, что указанная ссылка позволяет считать такую оговорку частью договора.
6. Арбитражное соглашение может быть заключено путем его включения в правила организованных торгов или правила клиринга, которые зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такое арбитражное соглашение является арбитражным соглашением участников организованных торгов, сторон договора, заключенного на организованных торгах в соответствии с правилами организованных торгов, или участников клиринга.
7. Арбитражное соглашение о передаче в арбитраж всех или части споров участников созданного в Российской Федерации юридического лица и самого юридического лица, для разбирательства которых применяются правила арбитража корпоративных споров, может быть заключено путем его включения в устав юридического лица. Устав, содержащий такое арбитражное соглашение, а также изменения, вносимые в устав, предусматривающие такое арбитражное соглашение, и изменения, вносимые в такое арбитражное соглашение, утверждаются решением высшего органа управления (собрания участников) юридического лица, принимаемым единогласно всеми участниками этого юридического лица, если иной порядок не предусмотрен законодательством Российской Федерации. Арбитражное соглашение, заключенное в порядке, установленном настоящей частью, распространяется на споры участников юридического лица и споры самого юридического лица, в которых участвует другое лицо, только если это другое лицо прямо выразило свою волю об обязательности для него такого арбитражного соглашения. Арбитражное соглашение не может быть заключено путем его включения в устав акционерного общества с числом акционеров — владельцев голосующих акций одна тысяча и более, а также в устав публичного акционерного общества, за исключением устава международной компании, если он предусматривает применение к международной компании норм иностранного права, а также правил иностранных бирж. Местом арбитража при рассмотрении указанных в настоящей части споров должна являться Российская Федерация. (в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 485-ФЗ)
7.1. Для рассмотрения третейским судом споров, вытекающих из соглашений участников юридического лица по поводу управления этим юридическим лицом, включая споры, вытекающие из корпоративных договоров, а также споров по искам участников юридического лица о признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом, и (или) применении последствий недействительности таких сделок достаточно заключения арбитражного соглашения между сторонами указанного соглашения участников юридического лица или сделки. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 531-ФЗ)
8. При толковании арбитражного соглашения любые сомнения должны толковаться в пользу его действительности и исполнимости.
9. Если стороны не договорились об ином, арбитражное соглашение по спору, возникающему из договора или в связи с ним, распространяется и на любые сделки между сторонами арбитражного соглашения, направленные на исполнение, изменение или расторжение указанного договора.
10. При перемене лица в обязательстве, в отношении которого заключено арбитражное соглашение, арбитражное соглашение действует в отношении как первоначального, так и нового кредитора, а также как первоначального, так и нового должника.
1. Настоящий Федеральный закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений на территории Российской Федерации, а также арбитраж (третейское разбирательство).
2. Положения части 7.1 статьи 7, статей 39 и 43, глав 9 — 12 настоящего Федерального закона применяются в отношении организации не только арбитража внутренних споров, но и международного коммерческого арбитража, местом которого является Российская Федерация.
3. В арбитраж (третейское разбирательство) по соглашению сторон могут передаваться споры между сторонами гражданско-правовых отношений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
4. Федеральным законом могут устанавливаться ограничения на передачу отдельных категорий споров в арбитраж (третейское разбирательство).
5. Если настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное, он распространяется как на арбитраж (третейское разбирательство), администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением, так и на арбитраж (третейское разбирательство), осуществляемый третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора.
6. Порядок рассмотрения споров в области профессионального спорта и спорта высших достижений устанавливается федеральным законом.
Отличия третейского суда от арбитражного и суда общей юрисдикции
Главное отличие: третейские суды создаются компаниями, арбитражные суд и суды общей юрисдикции учреждаются государством.
Но есть и другие отличия:
— В возможности обратиться в суд:
-
в третейские суды стороны обращаются только по взаимному согласию. Требуется оформление арбитражного соглашения, в котором стороны указывают, что они обязуются обратиться в третейский суд при возникновении спора. Если стороны не договорятся, то придётся идти в арбитражный суд;
-
для обращения в арбитражные суды и суды общей юрисдикции никаких договорённостей ни о чем не нужно.
— В части назначения судей:
-
в третейских судах стороны сами определяют количество судей третейского суда (арбитров) и сами их выбирают;
-
в арбитражных судах и судах общей юрисдикции стороны никак не могут повлиять, какой судья или судьи будут разбирать их дело.
— В части оплаты работы судов:
-
в третейском разбирательстве стороны оплачивают работу арбитра и его расходы на производство по делу, в том числе расходы на проезд и подобные. Также стороны оплачивают работу переводчиков и экспертов и другие расходы третейского суда;
-
арбитражные суды и суды общей юрисдикции финансируются государством.
— В части полномочий судов:
-
третейский суд сам определяет пределы своих полномочий;
-
полномочия арбитражных судов и судов общей юрисдикции определены законами, то есть государством.
Третейские суды (арбитражи) всюду в мире альтернатива государственным. И в России до 2017 г., по разным оценкам, работало до 1500 третейских судов. Разброс в данных объясняется тем, что третейские суды были саморегулируемыми, они лишь уведомляли государство о своем существовании. Соответственно появлялись и исчезали по собственной инициатива.
Реформа третейских судов 2015–2017 гг. была направлена против такого хаоса, поскольку полномочия третейских судов были и остаются весьма значительными, например решение третейского суда практически невозможно пересмотреть или отменить. Главное достижение реформы введение лицензирования в Министерстве юстиции РФ. После этого количество третейских судов резко сократилось. Сегодня в России нет и десятка, хотя ежегодно на лицензию подаётся порядка 100 заявок.
Состав третейского суда
Способы формирования состава третейского суда определяются ст. 11 закона № 382-ФЗ. Арбитр должен быть физическим лицом, избираемым сторонами или назначаемым в порядке, предусмотренном арбитражной оговоркой или законом. В ст. 11 закона № 382-ФЗ устанавливается, что при отсутствии иного соглашения и выборе трех судей каждая из сторон определяет своего арбитра, третий же выбирается уже назначенными.
Если спор разрешается одним судьей и стороны не в состоянии договорится о его кандидатуре, при этом речь идет о судьях из состава постоянно действующего органа, этот орган и выбирает арбитра. Он должен основываться и на требованиях сторон, и на своем понимании беспристрастности арбитра (ст. 5 ч. 11 закона № 382-ФЗ).
В случае если стороны не смогли договориться о назначении арбитров для суда Ad hoc, встречаются ситуации, когда по их ранее принятому соглашению дело передается на рассмотрение МКАС при ТПП (см. постановление 9-го ААС от 18.09.2017 по делу № А40-47977/2015).
***
Третейские суды в РФ после завершения реформы стали регулироваться более жестко. Понятие третейского суда изменилось с принятием нового закона в сфере третейского разбирательства — теперь оно рассматривается с организационной стороны. Предполагается, что большинство споров в итоге будут передаваться на рассмотрение уже получившим специальное разрешение органам, за исключением ситуаций, когда стороны будут готовы подчиниться решениям назначенных ими арбитров по конкретному спору.
«Третейские» мошенники
Волна таких нарушений накрыла столицу в начале 2000-х годов. Когда закон «О третейских судах» буквально развязал руки непорядочным маклерам, любой спор, мешающий регистрации сделки, пытались решить в наспех созданном третейском суде, где в роли председательствующего был сам риелтор. Таким образом, «коллегия аферистов» могла удовлетворить иск об отчуждении недвижимости, получении доли в наследстве, признании права собственности и т.д. Решения выносились огульно, с третейской оговоркой о том, что оно окончательное и не подлежит пересмотру. Однако, мало кто из пострадавших истцов вовремя задался вопросом об их исполнении. Позже регистрационные органы эти сделки не признавали, а федеральные суды выносили определения о признании прав собственности недействительными.
Такое же «третейское прикрытие» действовало в 2014 году в городе Печора Республики Коми. Однако, на этот раз правоохранительные органы квалифицировали его, как мошенничество, а участники понесли условное наказание. В течение трех лет граждане, которые называли себя председателем и судьей местного Третейского суда, намеренно вводили в заблуждение людей. Они выносили незаконные решения в интересах тех, кто обращался в суд и оплачивал его услуги. «Правда, о том, что эти вердикты не имеют никакой юридической силы, истцам, естественно, ничего не говорили», — говорит адвокат Олег Сухов. Так, аферисты разыгрывали судейские спектакли и признавали незаконными договоры дарения, сделки купли-продажи, выселяли жильцов из квартир, объявляли людей без вести пропавшими. В общей сложности им удалось обмануть 24 человека.
Нужно ли принимать участие в первом заседании
Обязательно нужно! Именно должник заинтересован, чтобы его дело было возбуждено и началось как можно быстрее. При неявке заявителя судья вправе перенести (отложить) заседание, либо вернуть документы без рассмотрения.
Без личного опроса заявителя судья не сможет убедиться в его добросовестности, уточнить другие важные моменты.
Можно не только вести дела лично, но и привлечь к участию представителя. Им может быть адвокат или юрист. На представителя нужно оформить доверенность через нотариат. Юрист сможет принять участие в первом заседании, поможет доверителю на других стадиях банкротства.
Судебная система РФ 2022 схема по действующему законодательству
Правовое государство характеризуется в том числе самостоятельной и независимой судебной системой, эффективно обеспечивающей защиту интересов государства, прав и интересов граждан и юридических лиц.
За время участия в осуществлении правосудия присяжным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.
Портал содержит 6 основных разделов: «Суды общей юрисдикции», «Поиск по судебным делам», «Электронная приемная», «Территориальная подсудность», «Калькулятор госпошлины» и «Личный кабинет», и несколько дополнительных («Новости о работе судов», «Инфографика» и др.).
Председатель Верховного суда (ВС) Вячеслав Лебедев раскритиковал недостатки в работе ряда региональных квалификационных коллегий судей (ККС). Претензии есть и к формализму при рассмотрении кандидатур на ответственные должности, и к попыткам упростить кадровые процедуры для скорейшего заполнения вакантных мест.
Структура судебной системы РФ 2022 год
Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Поправками предусмотрено создание структурно самостоятельных пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции, а также изменение системы обжалования судебных актов, как не вступивших, так и вступивших в законную силу.
В зависимости от результатов рассмотрения дела надзорная судебная инстанция может оставить без изменения опротестованные судебные акты или отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции, либо прекратить дело.
Система арбитражных судов в РФ в 2020 году имеет сложную структуру, состоящую из нескольких инстанций, разделенных не только по территориальному признаку, но и по степени принадлежности к определенной экономической группе споров.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента.
Отдельной структурой в системе судов является Конституционный суд РФ. В его ведении находится решение вопросов о законности правовых норм. Суд проверяет нормативные акты любого уровня на соответствие Конституции. Также отдельную функцию выполняют конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента.
Реконструкция комплекса зданий со строительством пристройки для размещения Ярославского областного суда, г. Ярославль, Советская площадь, д. 5, и ул.
Арбитражные апелляционные суды — органы судебной власти Российской Федерации, входящие в систему федеральных арбитражных судов. Являются судом по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.
Однако принципы независимости судей и объективности при осуществлении правосудия предполагают недопустимость совмещения функций рассмотрения дел различными судебными инстанциями в рамках одного и того же субъекта РФ, и тем более в рамках одного и того же суда. Авторы документа считают, что создание структурно обособленных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, не связанных рамками территориального деления субъектов РФ, приведет к решению сложившейся проблемы и эффективной реализации основополагающих принципов правосудия.
Также предполагается, что это позволит снизить судебную нагрузку путем распределения между вновь создаваемыми судами того массива дел, который в настоящее время сконцентрирован исключительно в областных и равных им судах, указывают авторы законопроекта.
Структура судебной системы РФ изменилась
- Законность. Судьи в своей работе руководствуются только Конституцией РФ и Федеральными законами.
- Самостоятельность и независимость. Органы судебной системы и судьи действуют самостоятельно по отношению к другим ветвям власти, а гарантии их независимости приведены в Конституции и Федеральном законе «О судебной системе».
- Гласность судопроизводства. Во всех судах судебной системы РФ разбирательство всегда открытое. Закрытое судебное заседание допускается только в отдельных случаях, установленных Федеральным законом.
- Государственный язык судопроизводства. Судебные разбирательства во всех судах РФ ведутся на государственном русском языке. Также допустимо вести судебное заседание на языке республики, в которой оно проводится. Лицам, не владеющим государственным языком, дается право на пользование услугами переводчика.
- Презумпция невиновности. Этот принцип означает, что никто не может быть признан виновным до тех пор, пока его вина не доказана в судебном порядке.
- Равноправие и состязательность. Суды не могут поддерживать определенных лиц, участвующих в судебном разбирательстве, по принципу их половой, возрастной или расовой принадлежности и социального статуса. Согласно данному принципу, все равны перед судом.