Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Не доплатили за ремонт по ОСАГО, что делать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основная причина, почему страховым компаниям дали полномочия выбирать, как компенсировать застрахованному лицу ущерб: выплата или ремонт по ОСАГО в 2023 году — это многочисленные факты мошенничества со стороны автомобилистов. Ранее любой водитель, автомобиль которого пострадал в ДТП, мог потребовать именно денежную компенсацию. При этом он делал ремонт сам, а полученные деньги мог использовать на свое усмотрение. Также были распространенными случаи «автоподстав» для получения незаконных выплат от страховых компаний.
Законодательные аспекты
Право выбора было законодательно закреплено за автовладельцами еще в 2014 году – тогда в Закон об ОСАГО (№ 40-ФЗ) были внесены соответствующие коррективы. Страховой полис с учетом нововведений можно было приобрести с 1 сентября 2014 года.
Информацию о вариантах возмещения убытков Вы найдете в ст. 12 Закона об ОСАГО. В пункте первом говорится следующее:
- Потерпевшая сторона имеет право требовать у страховой компании возмещения причиненного вреда в форме страховых выплат или прямого покрытия ущерба.
- Прямое покрытие ущерба предусматривает возмещение убытка посредством организации и оплаты ремонта транспортного средства (п. 15). Что это значит? Страховщик нанимает подрядчика – СТО – для выполнения работ и оплачивает их стоимость. Обратите внимание на то, что страховая компания сотрудничает только с теми станциями техобслуживания, с которыми она подписала соответствующий договор.
Летом 2017 года в Москве был разработан законопроект «Ремонт вместо выплат», который предполагает полный отказ от страхового возмещения в материальной форме. Считается, что законопроект позволит ужесточить ответственность страховщиков за ненадлежащее восстановление автомобиля и минимизирует случаи мошенничества с компенсациями по ОСАГО.
Что можно, а что нельзя делать при получении направления?
Обратите внимание, чаще всего при выдаче направления в сервисный центр страховая Вам предложит подписать некие бумаги. Подписывать ничего не нужно, кроме заявления и извещения о ДТП на этапе подачи документов. И даже в заявлении, если бланк Вам дала страховая компания (а оно пишется в свободной форме – Вы можете написать его дома на компьютере), нельзя заполнять поля, которые не требуются прямо для выдачи направления, для Вашей же безопасности.
Очень часто страховые хитрят и дают Вам дополнительные соглашения либо указывают нужные им поля в заявлении. К таким полям могут быть отнесены:
- согласие на доплату в автосервисе, если суммы возмещения не хватит (вследствие занижения суммы оценки ущерба),
- согласие на предоставление любого СТОА из списка на выбор страховщика, тогда как при определённых условиях (о них ниже) автосервис должен быть только дилерский,
- согласие на использование б/у запчастей на СТОА при восстановительном ремонте.
Правила установлены в ст. 12 Федерального Закона №40 от 25.04.2002 «Об ОСАГО»:
- В течении 5 дней после обращения к страховщику предоставьте ТС для осмотра. Если повреждения, полученные в результате ДТП, исключают возможность передвижения автомобиля, осмотр и экспертиза производятся по месту его нахождения.
- После осмотра специалисты рассчитывают стоимость восстановительных работ, согласовывают с вами станцию технического обслуживания, которая займется починкой. В случае несогласия с итогами расчета закажите независимую техническую экспертизу.
- Доставьте автомобиль на станцию технического обслуживания. Нетранспортируемое авто эвакуируется с помощью специальной техники. Оплачивать эвакуацию придется за собственный счет. Для возмещения данных затрат впоследствии обратитесь в суд с иском к виновной стороне.
- Восстановление транспортного средства должно быть завершено в срок не превышающий 30 дней с момента помещения его в автомастерскую. Все этапы работы сотрудник мастерской обязан согласовывать с владельцем.
Отказ от ремонта по ОСАГО
В соответствии с правилами поврежденный автомобиль должен восстанавливаться в сервисе, выбранном страховой компанией. Однако в законе предусмотрены случаи, когда автовладелец может отказаться от ремонта и получить материальную компенсацию. К ним относятся следующие ситуации:
- машина имеет значительные повреждения и не может быть восстановлена;
- смерть страхователя;
- инвалидность страхователя;
- стоимость ремонта больше максимально установленного лимита в 400 тыс. рублей;
- получение тяжелого или среднего вреда здоровью;
- страховщик не имеет возможности провести восстановление авто в техцентре, с которым подписан договор (например, невозможно обеспечить доставку машины в сервис);
- регулятор ограничил страховую в праве направлять на ремонт машины по причине неоднократного нарушения с ее стороны правил натурального возмещения (в этом случае восстановление выполняется только с согласия клиента).
Компания специально занижает сумму
Представитель организации может искусственно уменьшить стоимость автостраховки. Когда автомобиль отремонтируют, владельцу предъявят требование оплатить издержки. Хозяину транспортного средства нужно следовать по следующей схеме:
- Потребовать от сообщества копию акта о страховом событии. Документ содержит все тонкости происшествия. Бумага выдается в течение трех дней с момента подачи обращения или составления соглашения.
- Перепроверить расчетные данные. На официальном сайте РСА существует в открытом доступе справочник. Если итоговая платежка не совпадает с результатами автостраховки, данные специально занижаются.
- Провести самостоятельную экспертную оценку. Мастер (организация) должен находиться в общем реестре и обладать соответствующим сертификатом.
- Адресовать досудебную претензию страховщику (ч. 1 ст. 16.1 № 40–ФЗ). Администрация обязана рассмотреть жалобу в течение 10 дней с момента подачи. Если за этот срок водитель не получит ответ, можно направить иск в суд. Требование составляется в свободной форме с учетом всех обстоятельств.
- Подача заявления в суд с возможностью досудебного разбирательства и возмещение неустойки (1% от разницы или 0,05% ежедневно за задержку ответа на жалобу).
Направляя автомобиль на ремонт по ОСАГО помните:
- хотя восстановление авто на СТО является приоритетным, по согласованию с СК не исключена возможность получения денежной компенсации;
- максимальный срок выдачи направления составляет 20 дней с момента обращения;
- срок восстановления автомобиля не должен превышать 30 дней;
- без вашего согласия при ремонте не должны использоваться б/у или неоригинальные запчасти;
- автомобили младше 2-х лет направляются на СТО официального дилера;
- гарантия на детали и узлы составляет 6 месяцев, на покраску 12.
- претензии по ремонту предъявляются страховой компании, а не автосервису;
- жаловаться на СК можно в Федеральную службу страхового надзора, Центральный банк и Союз автостраховщиков;
- после проведения досудебного урегулирования для получения компенсации, пени и неустойки обратитесь в суд.
Сроки ремонта на СТО по ОСАГО
Вопросы в отношении сроков восстановительных работ по ОСАГО часто интересуют пострадавших автомобилистов. Причина проста – машины так прочно вошли в жизнь многих людей, что без них просто невозможно справляться со своими делами, а иногда даже водители лишаются заработка. По этой причине для автомобилистов проблемы задержек порой критичны.
Всего существует два типа сроков восстановительных работ:
- Срок ремонта в соответствии со страховым договором ОСАГО. Иногда в договоре обозначаются точные временные рамки проведения восстановительных работ, тогда их следует строго соблюсти независимо от обстоятельств. Важно знать, что отсутствие запасных частей либо инструмента не выступает уважительной причиной от несоблюдения сроков ремонта.
- Понятие «разумных сроков». Оно используется в российском законодательстве, однако точного определения не существует. Под разумными понимаются сроки, в которые реально выполнить необходимые работы с имеющимися ресурсами. К примеру, простую вмятину не должны устранять полгода – это неразумно долго и необоснованно.
Внимание! В соответствии с законом «Об ОСАГО», восстановительные работы не могут длиться больше 30 рабочих дней. В соглашении и направлении на ремонт страховая компания может обозначить и больший срок, а водитель может не заметить этого факта (законодательство предусмотрело данную возможность). В такой ситуации вопрос следует решать индивидуально и обоснованно.
Если автосервис не может уложиться в обозначенный срок, тогда можно обратиться в страховую компанию с требованием заплатить неустойку в размере полпроцента от стоимости ремонта по ОСАГО за каждый день просрочки. Иногда водитель может получить дополнительную надбавку за упущенную выгоду.
Направление на ремонт по ОСАГО должно содержать срок, в течение которого работы должны быть завершены. На его выдачу страховщику отводится 20 дней. Несоблюдение этого срока является причиной для взыскания просрочки в размере 1% от величины страховой выплаты за каждый просроченный день.
Где может производиться ремонт по ОСАГО
Помните! Восстановительные работы не всегда выполняются в том автосервисе, который указал страховщик. В некоторых случаях застрахованный может самостоятельно найти СТО, которая лучше остальных подходит его потребностям. Не всегда страховая компания отказывает в таких просьбах.
Проводить ремонт автомобиля после дорожного инцидента через страховую организацию можно в таких компаниях:
- Дилеры, которые являются официальными партнёрами страховщика
- Станции техобслуживания из предложенного списка
- Автомастерская непосредственно страховой организации
- Автосервис, который попросил использовать застрахованный
Важно! Последний вариант очень важно согласовать со страховой компанией. Положительное решение обычно принимается в том случае, если в других СТО нет возможности произвести полноценный ремонт либо они не обладают необходимым инструментом.
Можно ли отказаться от натурального возмещения
Как получить выплату и можно ли это сделать? Возмещение ущерба при ДТП с 2017 года позволяет выбрать ремонт или деньги в следующих ситуациях:
- машина повреждена настолько, что восстанавливать её просто нецелесообразно;
- владелец авто погиб в аварии (в таком случае родственники имеют право не ремонтировать ТС, а получить деньги);
- стоимость ремонта больше максимально возможной (400 тысяч рублей) и хозяин авто не желает доплачивать;
- починка не может быть произведена ни на одной из СТО, работающей со страховой;
- наличие предварительного соглашения о том, что выплата должна производиться в виде денег;
- ни один сервис, предоставленный страховщиком, не соответствует требованиям закона;
- СТО слишком сильно удалена от места ДТП, и нет возможности доставить туда машину;
- наличие у водителя международной страховки;
- страховщик не успел вовремя устроить проведение ремонта;
- ремонт не может быть осуществлён в сервисе, который был выбран во время оформления полиса.
Если в течение года страховщик неоднократно нарушал правила предоставления натурального возмещения, Центробанк может ограничить его право направлять на починку авто. В таком случае владелец машины имеет полное право получить именно денежную компенсацию. А натурального возмещение тогда будет производиться исключительно с его согласия.
Направляя автомобиль на ремонт по ОСАГО помните:
- хотя восстановление авто на СТО является приоритетным, по согласованию с СК не исключена возможность получения денежной компенсации;
- максимальный срок выдачи направления составляет 20 дней с момента обращения;
- срок восстановления автомобиля не должен превышать 30 дней;
- без вашего согласия при ремонте не должны использоваться б/у или неоригинальные запчасти;
- автомобили младше 2-х лет направляются на СТО официального дилера;
- гарантия на детали и узлы составляет 6 месяцев, на покраску 12.
- претензии по ремонту предъявляются страховой компании, а не автосервису;
- жаловаться на СК можно в Федеральную службу страхового надзора, Центральный банк и Союз автостраховщиков;
- после проведения досудебного урегулирования для получения компенсации, пени и неустойки обратитесь в суд.
Условия денежной компенсации
После ДТП страховая компания выплачивает деньги или отправляет на ремонт. Возмещение деньгами будет произведено в следующих случаях:
- Стоимость ремонта больше 400 000 рублей.
- Всех участников аварии признали виновными, а потерпевший не хочет проводить доплату СТО.
- Нет станции техобслуживания, которая соответствует всем условиям в конкретной ситуации.
- Потерпевшему нанесен средний или тяжкий вред здоровью и он выбрал денежное возмещение.
- Пострадавший имеет инвалидность, его авто соответствует медицинским показаниям и он хочет получить компенсацию деньгами.
- Полная гибель машины.
- Смерть водителя авто.
- Письменное соглашение между страховой компанией и пострадавшим.
Как страховая считает стоимость ремонта по ОСАГО?
Как говорится в законе «Об ОСАГО», в целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждения транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза.
На основании пункта 2, статьи 12.1 закона «Об ОСАГО», независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России (Положение Банка России от 19.09.2014 N 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства»).
На основании пункта 3, статьи 12.1 закона «Об ОСАГО», независимая техническая экспертиза, проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт, и данная методика, утверждена Банком России.
Вроде бы все должно происходить по закону, Вы попали в ДТП, Вам повредили автомобиль, и Вы обращаетесь в страховую с заявлением не возмещение ущерба, и страховая в течение 5 дней после Вашего обращения, должна организовать проведение осмотра, или независимой технической экспертизы в случае разногласий по причинам возникновения каких-либо повреждений. Потерпевший, должен предоставить в течение этих 5 дней, транспортное средство страховщику, что бы была проведена экспертиза или осмотр.
Человек, который будет проводить осмотр, представитель страховой компании, хотя юридическое лицо, от имени которого он выступает, не будет иметь отношения к страховой компании, но он должен подтвердить свои полномочия на действия от имени страховой, доверенностью, особенно в том случае, когда он приезжает на осмотр, к месту нахождения автомобиля, когда авто не на ходу. Подтвердил полномочия, есть доверенность и документы, пожалуйста, пусть проводит осмотр. Никаких ковыряний в машине, съема деталей и прочего. Он должен зафиксировать ущерб и все. Фиксация ущерба предполагает фотографии и составление акта осмотра.
Как мы все знаем, отчет эксперта от страховой, по стоимости ремонта будет максимально необъективным, и сумма ущерба будет занижаться, тем более справочник РСА, по которому производится оценка, стоимость новых запасных частей, содержит уже заниженные цены на детали, которые ниже рыночных процентов на 20 минимум.
Я уже не говорю о том, что работники, или как они себя называют, эксперты, порой не имеют никакой квалификации и документов, подтверждающих их статус эксперта. Да и такое бывает, в судах ни раз сталкивались с необходимостью отмены результатов экспертизы от страховой, так как указанный эксперт, даже никаких документов не мог предоставить. Что говорить, расчеты были такими же.
Вот Решение № 2-4829/2019 2-4829/2019~М-3511/2019 М-3511/2019 от 24 июля 2019 г. по делу № 2-4829/2019, где как раз была признана недействительной экспертиза, проведенная от страховой, так как у эксперта, не было никаких документов, подтверждающих его статус и была назначена судебная экспертиза.
Если страховая отказывается исправлять недостатки некачественного ремонта?
Если недостатки не будут устранены, или страховая откажет в устранении недостатков по претензии, сделает вид, что не получала претензию, то в таком случае, обращаемся за услугами независимого эксперта.
Будет проведена экспертиза, о проведении которой, а также о дате, времени и месте, страховая компания должна быть извещена телеграммой. Эксперт выявит все недостатки после некачественного восстановительного ремонта, а также рассчитает сумму затрат, на проведение работ по устранению данных недостатков. В итоге, у Вас на руках будет заключение эксперта, где будут все доказательства факта оказания некачественной услуги, по восстановительному ремонту и сумма, которую Вы вправе требовать от страховой.
После чего, нужно подготовить исковое заявление, собрать доказательства нарушения Ваших прав страховой компанией, приложить претензии и обращения, направленные Вами страховой, акты приема передачи автомобиля на СТО, результаты независимой экспертизы по обнаруженным недостаткам, уплатить государственную пошлину и направить документы в суд.
Полноценный процесс подготовки к судебному заседанию, довольно затратное мероприятие и подробное рассмотрение процесса, выходит за рамки данной статьи.
Но если страховая компания нарушает Ваши права и не желает проводить ремонт, или провела его некачественно, отказавшись после получения претензии исправлять выявленные недостатки, то вопрос может быть решен только в судебном порядке.
В суде будет взыскана сумма, требующаяся на устранение недостатков, неустойка, за каждый день просрочки удовлетворения требования потребителя, а также штраф, не менее 50%, от спорной суммы ущерба, моральный вред.
Скажу так, что не всегда неустойка, а также штраф, взыскиваются в полном объеме. Довольно часто суд по требованию ответчика, на основании статьи 333 ГК РФ, снижает сумму неустойки и штрафа в 3 и более раз.
Ниже я приложу решения судов, касающиеся некачественного ремонта по ОСАГО. Вы сможете найти их и ознакомиться, в принципе, в них все достаточно понятно. Я хочу сказать, что практика по данным вопросам, положительная в большинстве случаев. Она положительная в тех случаях, когда на этапе построения стратегии решения вопроса, не было допущено ошибок и истец заявил правильные требования в исковом заявлении, а также сам, не нарушил требований законодательства. Вот решения судов, можете ознакомиться:
- Решение № 2-949/2019 2-949/2019~М-423/2019 М-423/2019 от 16 мая 2019 г. по делу № 2-949/2019;
- Решение № 2-5153/2018 2-5153/2018~М-5113/2018 М-5113/2018 от 3 июля 2018 г. по делу № 2-5153/2018;
- Решение № 2-107/2019 2-107/2019(2-2106/2018;)~М-2031/2018 2-2106/2018 М-2031/2018 от 22 августа 2019 г. по делу № 2-107/2019.
Все перечисленные Выше решения, вынесены в пользу потерпевшего, то есть люди взыскали за некачественный ремонт основную сумму ущерба, неустойку, а также штраф и моральный вред, в том числе судебные расходы.
Есть так же решения, где потерпевшему было отказано в удовлетворении требований о взыскании суммы ущерба, неустойки, штрафа, морального вреда. Вот это решение № 2-2992/2019 2-2992/2019~М-654/2019 М-654/2019 от 16 сентября 2019 г. по делу № 2-2992/2019.
Если Вы не хотите с ним знакомиться, то расскажу в чем суть и причина отказа. Помните я говорил Вам о пункте 5.3 Положений Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»? Так вот, в нем точно сказано, что после выявления недостатков в произведенном ремонте, потерпевший, должен направить в страховую компанию претензию, где сообщить о недостатках.
Случаи, когда возможно получить деньги вместо ремонта по ОСАГО
Денежная компенсация вместо ремонта полагается в следующих случаях:
- Автомобиль нельзя отремонтировать в сервисе.
- Клиент имеет инвалидность и перемещается на специальном транспортном средстве.
- Страховщик и страхователь достигли договоренности о том, что ущерб будет компенсирован деньгами.
- Водитель погиб в ДТП, а его родные не хотят ремонтировать автомобиль.
- Компенсации по полису не хватит, чтобы оплатить все необходимые восстановительные ремонтные работы.
- Есть доказательства обоюдной ответственности сторон.
- Пострадавший получил среднюю/тяжкую степень вреда. Собственник автомобиля при этом предпочёл денежную компенсацию.
- Водитель отказался ремонтировать автомобиль в сервисе, который не является дилерским или представительством изготовителя.
Автомастерская, в которой будет ремонтироваться пострадавшее транспортное средство, должна входить в список разрешенных СТО, который есть у страховой компании, осуществляющей возмещение. По каждому отдельному случаю принимается индивидуальное решение, так как необходимо учитывать ряд факторов, оговоренных законодательством.
Одним из них является ограничение, что по закону техсервис, в который будет направлено пострадавшее транспортное средство, должен находиться не более, чем в 50 километрах от места ДТП или адреса проживания стороны, пострадавшей в ДТП. Однако есть некоторые нюансы, которыми можно корректировать строгость правил. Например, если страховщик берет на себя расходы по доставке автомобиля эвакуатором до автосервиса и обратно, то выбор мастерской не ограничивается километражем.
Такой вариант страховая организация чаще всего выбирает, если ДТП произошло далеко от дома пострадавшего, например, на междугородней трассе. При таком стечении обстоятельств, вероятнее всего, автомобиль будет отремонтирован на СТО, ближайшем к месту аварии, даже если его дальность превысит 50 километров.