У виновника ДТП нет ОСАГО. Как правильно поступить в этом случае

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «У виновника ДТП нет ОСАГО. Как правильно поступить в этом случае». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В июне 2016 года Президиум Верховного Суда РФ утвердил обзор практики судебных дел, которые связаны с ОСАГО. В шестом пункте документа рассматривается пример: пострадавший в аварии может обратиться к страховщику за прямым возмещением ущерба. Оказалось, что авто было куплено недавно. Пострадавший предъявил страховщику автогражданку с неограниченным количеством водителей (получил от предыдущего собственника машины), на момент ДТП документ продолжал действовать. Страховщик отказал ему в прямом возмещении потерь.

Постановления Верховного суда в отношении отсутствия ОСАГО у пострадавшего

Суд занял сторону страховщика, поскольку «после подписания соглашения по ОСАГО замена авто, изменение срока страхования и страхователя не допускаются». Такой порядок устанавливает Постановление Пленума ВС РФ №58 от 26.12.17 в пункте 11. Другими словами, на дату дорожно-транспортного происшествия у пострадавшего не было действующего полиса автогражданки, поэтому он должен направить заявление о покрытии убытков страховой виновника в инциденте.

В Обзоре ВС в пункте 16 сообщается о деле о поддельной страховке у пострадавшего в аварии. Судебный орган установил, что «при отсутствии доказательств подписания соглашения автогражданки и установления факта поддельности страховая компания не обязана производить возмещение ущерба».

Попал в ДТП без страховки – как себя вести?

Принцип работы страховки ОСАГО совсем несложный. Сначала стоимость ремонта поврежденной машины погашает страховщик пострадавшего автовладельца, а затем эта сумма взимается с компании, в которой покупал страховой полис виновник инцидента.

Соответственно, если страхового полиса у него нет, то он должен из своего кармана предоставить сумму, которая была потрачена на ремонтные работы автомобиля. Кроме этого, в судебных исках часто указывается, что он еще должен выплатить моральную компенсацию.

Есть три выхода из ситуации, когда в ДТП виновата машина без страховки ОСАГО:


  1. Произвести оплату ущерба прямо на месте происшествия.
  2. Направить досудебную претензию.
  3. Подать судебный иск.


Рассмотрим последовательность действий виновника дорожного происшествия и пострадавшей стороны в случае отсутствия у них полиса ОСАГО.

И виновнику аварии, и потерпевшему сразу после ДТП следует придерживаться такого алгоритма действий:

  1. Установить знаки аварийной остановки (если этого не сделать, можно получить еще один штраф).
  2. Позвонить в ГИБДД и сообщить о произошедшем.
  3. Дождаться прибытия машины ГИБДД. Во время ожидания необходимо оставаться на месте, где случилась авария. Какие-либо перемещения автомобиля в это время запрещены.
  4. Если автомобиль препятствует движению других участников дорожного движения, то водитель обязан освободить проезжую часть. Перед этим, нужно любыми доступными способами, в том числе путем фото- и видеосъемки, зафиксировать положение машин по отношению друг к другу и окружающим объектам (п. 2.6 и 2.6.1 постановления «О правилах дорожного движения» № 1090).
  5. Желательно сфотографировать место дорожного происшествия или зафиксировать его на видеозаписи.
  6. По возможности стоит отыскать свидетелей произошедшего. Если свидетели найдутся, спросить у них адреса регистрации и уточнить контактные данные для выхода на связь.
  7. Подождать, пока сотрудники ГИБДД закончат осмотр места аварии и задокументируют его результаты. Затем надо принять меры, направленные на освобождение проезжей части от попавших в ДТП автомобилей, чтобы они не препятствовали свободному проезду остальным водителям.

Прибывший на место происшествия сотрудник ГИБДД должен произвести следующие мероприятия:

  • осмотреть место, где произошло ДТП, и составить его схему;
  • осмотреть, в каком состоянии находятся попавшие в аварийную ситуацию автомобили, и определить характер их повреждений;
  • установить, кто является виновником аварии;
  • опросить свидетелей;
  • просмотреть видео или фотографии, на которых запечатлено происшествие;
  • составить протокол;
  • сделать предупреждение или выписать штраф за отсутствие страховки.

Инспектор, составивший протокол, обязан вручить его копию всем участникам дорожного происшествия. Она может пригодиться при рассмотрении в суде спора, касающегося определения виновного в аварии лица.

Читайте также:  Разрешена ли продажа безалкогольных энергетических напитков несовершеннолетним?

Что делить сразу после аварии, если у вас нет страховки

Если с вами произошла такая неприятная ситуация, необходимо не допустить паники. Выполняйте следующие рекомендации:

  • После аварии включите аварийный сигнал, предупредите остальных участников движения о ДТП установкой специального знака на расстоянии в 15 и более метров от места случившегося;
  • Удостоверьтесь в том, что все живы и никому из пострадавших не требуется первая медицинская помощь;
  • Еще до момента прибытия на место полиции или менеджеров страховой компании (представителя второго участника аварии), сделайте снимки повреждений и места расстановки машин на дороге;
  • Проинформируйте второго участника, что у вас нет страховки, оставьте ему свои личные данные для дальнейшей связи (это поможет создать объективную картину в суде).

Если вы заведомо ездите без соответствующего полиса, рекомендовано иметь видеорегистратор, который поможет установить правоту по отношению к невиновному участнику.

Оформление по Европротоколу

Многие водители предпочитают именно такой вариант оформления автопроисшествия, так как он существенно экономит время – не приходится дожидаться приезда сотрудников дорожной полиции.

Размер компенсации по Европротоколу небольшой, с 2019 года максимальная сумма составляет 100 тыс. рублей.

Обязательные условия для данного варианта оформления происшествия:

  • вред причинен исключительно имуществу (нет пострадавших);
  • число участников аварии не более двух;
  • оба водителя согласны на подобное решение вопроса;
  • у всех участников происшествия имеются действующие ОСАГО.

Именно из-за последнего пункта оформление Европротокола при отсутствии автогражданки у пострадавшего невозможно. Единственный вариант избежать вызова сотрудников Госавтоинспекции (если, например, не хочется платить штраф за управление машиной без ОСАГО) – решить вопрос без составления документов. Если ущерб небольшой и виновник согласен возместить его на месте, можно обойтись без инспекторов и обращения в страховую.

Но здесь также нужно учитывать определенные нюансы:

  • есть риск неправильной оценки степени серьезности повреждений, они могут быть скрытыми и обнаружиться только во время ремонта;
  • у виновника может не оказаться нужной суммы (в этом случае допустимо взять что-то в залог, но это должен быть не паспорт);
  • желательно оформить расписку при любом варианте развития событий (если виновная сторона оплатила ремонт, документ составляет потерпевший, если виновник просит отсрочку, расписку пишет он.

Если у виновника тоже нет полиса

Отсутствие ОСАГО у виновника – это более серьезно, потому что в данном случае потерпевшему некуда обратиться. В подобной ситуации ущерб придется взыскивать с самого водителя. Если он не согласен его выплачивать, придется действовать через суд.

При отсутствии полиса у виновника нужно учитывать следующие особенности ситуации.

  • Необходимо получить все реквизиты водителя, чтобы его поиск в последующем не стал проблемой (стоит узнать не только адрес прописки и/или пребывания, но и место работы).
  • Проведение независимой экспертизы необходимо для определения размеров ущерба (при наличии полиса этим занимается страховщик). О дате предоставления машины на осмотр виновника необходимо предупредить, предварительно направив ему заказное письмо.
  • Вызов сотрудников Госавтоинспекции обязателен, так как важно установить невиновность пострадавшего.

Договоренность на месте

При небольшом убытке это решение устроит обе стороны. Большинство водителей, экономящих на приобретении ОСАГО вопреки действующему законодательству, ездят аккуратно и редко провоцируют крупные аварии. Возмещение они готовы выплачивать сразу, договорившись о сумме на месте.

При этом владелец поврежденного авто доволен экономией времени и отсутствием необходимости оформлять убыток, а нарушитель обходится без вмешательства сотрудников ГИБДД и штрафа за езду без страховки.

Бывает, что виновник готов заплатить требуемую сумму, но просит отсрочку.

Владельцу поврежденного автомобиля лучше заручиться максимальным количеством доказательств вины другого участника столкновения:

  • зафиксировать повреждения на фото/видео,
  • взять расписку или сделать видеозапись с согласием данного водителя оплатить конкретную сумму,
  • зафиксировать его контактные данные и, желательно, записать номер паспорта, иного документа.

Все это пригодится пострадавшему на будущее. Нередки случаи, когда человек отказывается платить и привлекает к делу опытных юристов для доказательства своей невиновности. Тогда все видео- и фотоматериалы могут стать весомыми уликами для суда.

Пострадавший может взять залог, который он обязан вернуть после оплаты причиненного убытка. Это может быть любая ценная вещь, передача которой непременно должна быть отражена в расписке. Паспорт или другой документ залогом быть не могут, это запрещено законом.

Как действовать, если страховка поддельная

В случае, если полис «автогражданки» у виновника столкновения поддельный, страховая компания причиненный им ущерб оплачивать не будет. Возмещать убыток придется нарушителю, который ездит с недействующим полисом.

За такое нарушение автомобилиста могут наказать:

  • лишить прав,
  • привлечь к административной, в редких случаях — уголовной ответственности,
  • наложить штраф.
Читайте также:  СПб ГБУСОН "КЦСОН Кировского района Санкт-Петербурга"

Иногда страховщики выплачивают возмещение пострадавшим автомобилистам, несмотря на то, что у виновника дорожно-транспортного происшествия поддельный полис. Однако после осуществления выплаты нарушителям предъявляется регресс: страховщик через суд требует вернуть потраченную сумму.

Чаще вопрос решается следующим образом:

  1. Пострадавший автовладелец обращается в РСА, пишет заявление, где просит проверить подлинность полиса.
  2. Далее составляется досудебная претензия.
  3. Когда виновный в причинении ущерба человек отказывается платить, надо обращаться в судебные органы. В исковую сумму включаются все сопутствующие расходы.
  4. Если РСА подтверждает, что страховой полис не является подлинным, надо написать заявление о мошенничестве в полицию, приложив письмо из РСА.

Внимание
Право на получение компенсации сохраняется за пострадавшей в ДТП стороной, даже если нет страховки ОСАГО.

Всё достаточно просто, если инициатор дорожно-транспортного происшествия вовремя приобрёл полис автогражданской ответственности. Действия в случае ДТП без страховки ОСАГО у пострадавшего диктуются ст. 12 ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ, где говорится, что:

  • для возмещения ущерба потерпевший вправе обратиться в страховую компанию;
  • заявление направляется страховщику, заключившему договор с виновником аварии.

Перечень документов для получения компенсации:

  1. Заверенная копия паспорта.
  2. Копия протокола об административном правонарушении, постановления по делу, определения об отказе в возбуждении дела.
  3. Доверенность, если от лица потерпевшего обращается представитель или согласие органов опеки, если пострадавший в ДТП младше 18 лет.
  4. Реквизиты для перечисления денег.

В зависимости от последствий происшествия с пострадавшим без ОСАГО могут потребоваться:

  1. Медицинские документы, содержащие сведения о полученных травмах, диагнозе, продолжительности периода, в течение которого гражданин не мог работать.
  2. Заключение об уровне потери трудоспособности (общей или профессиональной).
  3. Подтверждение назначения инвалидности.
  4. Справка о том, что на месте аварии была оказана медицинская помощь.
  5. Информация о размере дохода, утраченного пострадавшим в связи с ДТП.
  6. В случае гибели пострадавшего – справка о смерти, документы о членах семьи, наличии иждивенцев, в том числе инвалидов и так далее.

К сведению
Заявление о возмещении ущерба со всеми приложениями направляется непосредственно страховщику или его представителю, имеющему полномочия для рассмотрения таких дел. Адреса офисов компании указываются в приложении к полису ОСАГО.

ДТП без ОСАГО у пострадавшего и машина не его

Если пострадавший в дорожном происшествии водитель управлял чужим автомобилем и не был вписан при этом в договор страхования или ОСАГО нет совсем, события могут развиваться следующим образом:

  1. При наличии полиса ОСАГО владелец транспортного средства имеет право получить компенсацию ущерба в компании, где его приобретал. При этом страховщик получает право требовать возмещения расходов на оплату страхового случая у непосредственного участника аварии, то есть водителя пострадавшего автомобиля (ст. 14 ФЗ от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ).
  2. Собственник автомобиля, если у него нет ОСАГО, истребует покрытие убытков у виновной в аварии стороны через суд или в добровольном порядке.
  3. Если первые два варианта не сработают, хозяин машины может настоять на оплате своих потерь попавшим в ДТП водителем с помощью досудебной претензии или подав исковое заявление в суд.

Наиболее вероятный вариант – платить придётся участнику дорожного происшествия, даже если его вины в этом нет.

Защита интересов виновника ДТП без ОСАГО в суде

Судебная практика по таким делам складывается не в пользу виновных в авариях водителей. Вместе с тем, они имеют равные с потерпевшими права в части соблюдения их финансовых интересов. Защита юристами компании «Инвест Консалтинг» в подобных случаях строится так, чтобы прийти к справедливому для всех сторон разрешению конфликта.

Итак, если у вас возникает вопрос: «Я виновник ДТП, у меня нет ОСАГО, что делать?», необходимо предпринять следующее:

  • организовать независимую оценку ущерба с целью проверки обоснованности финансовых претензий истца;
  • проверить обоснованность дополнительных расходов, возникших в результате ДТП (эвакуация авто, его хранение на платной стоянке и пр.);
  • проконтролировать соблюдение процессуальных норм.

Начиная с 2015 года суды при рассмотрении таких исков руководствовались обзором судебной практики, предписывающим при расчете компенсации использовать Единую методику ЦБ РФ. При этом учитывался износ деталей, для их стоимости вводились понижающие коэффициенты. В результате суммы выплат оказывались меньше реальных затрат на ремонт авто, что было выгодно виновникам ДТП и невыгодно потерпевшим. В 2017-м году ситуация изменилась. Постановление Конституционного Суда РФ установило следующее:

  • при рассмотрении исков потерпевший имеет право на возмещение возникшего ущерба в полном объеме. Это значит, что сумма претензий может включать в себя все затраты, связанные с восстановительным ремонтом;
  • в случаях, когда при установке новых комплектующих при ремонте стоимость поврежденного в ДТП авто возрастает по сравнению с исходной, это не влияет на размер претензии, не уменьшает его;
  • согласно Гражданскому кодексу РФ обязанность компенсировать возникший убыток полностью ложится на того, кто виноват в его причинении.
Читайте также:  Институты поддержки предпринимательства

Нужна ли независимая экспертиза ущерба автомобиля

Когда водитель автомобиля садится за руль, не застраховав свою ответственность, а потом попадает в аварию, то получает горький опыт, который должен научить его на будущее.

Обращение к независимому эксперту после ДТП – это тоже своего рода защита от недобросовестных страховщиков и работников автосервисов.

Сумму ущерба, полученного в результате аварии необходимо выяснять не только из заключений предъявленных страховщиком. Практически в 100% случаев, независимый эксперт дает оценку, которая резко и более выгодно отличается от той, что дала страховая компания.

Независимую экспертизу следует делать всегда. Это единственный шанс на справедливость. Не жалейте денег, они во многих случаях окупятся.

Кроме того, нужно позаботиться и о справке из автосервиса с указанием стоимости произведенных восстановительных работ. Этот документ тоже никогда не окажется лишним.

Действия при аварии с участником без ОСАГО

При ДТП первые действия участников должны быть аналогичными, как при наличии полиса ОСАГО, так и без него:

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.

  1. Остановить автомобиль, выйти из него для установления знака аварийной остановки на расстоянии 15 метров;
  2. Если в дорожно-транспортном происшествии есть пострадавшие, водитель должен попытаться оказать им первую помощь и вызвать экстренные службы;
  3. По возможности, водитель должен осмотреть автомобиль и провести фиксирование всех повреждений. Для этого можно использовать фото и видео аппаратуру или письменную форму фиксации. Потребуется наличие свидетелей.

По прибытию инспекторов ГИБДД, в первую очередь участники должны объяснить свое видение причин аварии, описать произошедшую ситуацию и обозначить возможные следствия происшествия.

Рекомендуется обязательно участвовать в составлении протокола, следить за внесением всей важной информации. Можно указывать на некоторые моменты и просить внести их в протокол. Также, надо проверять отсутствие внесения в документ каких-либо ошибок. Когда водитель не согласен с информацией в протоколе, то это обязательно надо указать в нем. Для чего в свободном месте надо оставить запись «не согласен» и перечислить собственные доводы. Вслучае ДТП с частником без страховки ОСАГО сотрудниками ДПС должны быть выполнены определенные действия:

  • Составлена схема места происшествия;
  • Определен виновник аварии;
  • Выполнен опрос свидетелей;
  • Произведен осмотр автомобилей и обозначены видимые повреждения.

Все данные должны быть зафиксированы и внесены в протокол.

Действия при аварии с участником без ОСАГО

При ДТП первые действия участников должны быть аналогичными, как при наличии полиса ОСАГО, так и без него:

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.

  1. Остановить автомобиль, выйти из него для установления знака аварийной остановки на расстоянии 15 метров;
  2. Если в дорожно-транспортном происшествии есть пострадавшие, водитель должен попытаться оказать им первую помощь и вызвать экстренные службы;
  3. По возможности, водитель должен осмотреть автомобиль и провести фиксирование всех повреждений. Для этого можно использовать фото и видео аппаратуру или письменную форму фиксации. Потребуется наличие свидетелей.

По прибытию инспекторов ГИБДД, в первую очередь участники должны объяснить свое видение причин аварии, описать произошедшую ситуацию и обозначить возможные следствия происшествия.

Рекомендуется обязательно участвовать в составлении протокола, следить за внесением всей важной информации. Можно указывать на некоторые моменты и просить внести их в протокол. Также, надо проверять отсутствие внесения в документ каких-либо ошибок. Когда водитель не согласен с информацией в протоколе, то это обязательно надо указать в нем. Для чего в свободном месте надо оставить запись «не согласен» и перечислить собственные доводы. Вслучае ДТП с частником без страховки ОСАГО сотрудниками ДПС должны быть выполнены определенные действия:

  • Составлена схема места происшествия;
  • Определен виновник аварии;
  • Выполнен опрос свидетелей;
  • Произведен осмотр автомобилей и обозначены видимые повреждения.

Все данные должны быть зафиксированы и внесены в протокол.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...