Плата за квотирование рабочих мест: учет и налогообложение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Плата за квотирование рабочих мест: учет и налогообложение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Государство устанавливает долю рабочих мест, на которые работодатель обязан принять граждан с инвалидностью. Компании и учреждения могут взять больше инвалидов, чем установлено по квоте, но не меньше регионального и федерального значения.

Как работодатель должен трудоустраивать инвалидов?

Процедура трудоустройства осуществляется несколькими способами:

  1. инвалид лично и напрямую обращается к работодателю;
  2. сотрудник приходит и принимается по объявлению;
  3. специалист с инвалидностью направляется из ЦЗН после подачи запроса от имени организации;
  4. работодатель находит специалиста на ярмарке вакансий для людей с инвалидностью.

Для получения работы гражданин (чаще всего это инвалид 3 группы) подает запрос в службу занятости. Если человек подходит по квалификации, то направляется в организацию на собеседование. При необходимости инвалид может пройти обучение новой специальности или курсы переквалификации при содействии ЦЗН.

Работодатель должен принять подходящего по квалификации инвалида сразу, то есть без испытательного срока. По завершении собеседования соискатель предоставляет в отдел кадров пакет документов и снимается с учета в ЦЗН. Организация направляет отчет о принятии гражданина на работу.

Инвалид оформляется в стандартном порядке. В трудовом соглашении работодатель обязан прописать нормы по осуществлению трудовой деятельности. Заключенный трудовой договор подтверждает факт трудоустройства инвалида. Кроме того, предварительно на предприятии издается приказ о выделении мест по квоте и положение о создании рабочего места, соответствующего требуемым условиям.

Кто обязан квотировать рабочие места

Законодатель обязал работодателя осуществлять Предоставление рабочего места по квоте для инвалидов.

Для компаний, численность сотрудников которых свыше 100 человек, квотирование должно осуществляться в размере 2-4 % от средней численности по списку. Организации и ИП, число работников в которых больше 35 человек, но меньше 100, должны устанавливать квоту на прием инвалидов не более 3% от средней численности по списку своих работников.

В соответствии с вышеперечисленным, квота для приема на работу устанавливается для всех работодателей независимо от формы собственности, если количество оформленных работников более 35 человек.

Важно учитывать, что нормы законодательства распространяются на индивидуальных предпринимателей. Освобождены от предоставления места по квоте только субъекты бизнеса, число работников у каких не больше 35 человек.

Квотирование не проводят работодатели, которые являются общественными организации инвалидов, а также созданные ими предприятия. То есть в организации, где учредителем выступает общественная организация инвалидов.

Обязанности работодателя

Для работодателей, которым установлены квоты на трудоустройство инвалидов, закон устанавливает обязанности и права.

Работодатель, который подпадает под действие закона, обязан:

  • Создавать либо выделять рабочие места из уже имеющихся на предприятии для трудоустройства инвалидов, а также принимать внутренние локальные акты, которые регулирую информацию о данных рабочих местах. Фактом создания либо выделения рабочего места для инвалидов считается издание соответствующего нормативного акта.
  • Создавать специальные рабочие места в пределах квот, установленных местными законодательными актами.
  • Инвалиду обеспечивать рабочее место, которое соответствует требованиям его персональной программы реабилитации.
  • Каждый месяц в установленный срок (5-10 дней с момента окончания предыдущего месяца) необходимо отчитываться в службу занятости о наличии вакантных мест, созданных либо выделенных инвалидам в соответствии с требованиями квоты, а также сведения о внутренних локальных актах, которые регулируют предоставление рабочих мест инвалидам. Данные отчеты должны предоставляться даже в том случае, когда работодатель непосредственно зарегистрирован за пределами региона. Форма предоставления указанной информации разрабатывается и закрепляется местными органами занятости.
  • Если работодатель принимает инвалида, направленного по квоте, он должен возвратить в службу занятости его направление с отметкой о приеме в течение 5 дней с момента оформления на работу. Если инвалиду отказывается в приеме на работу, то на направлении необходимо поставить дату явки, причину отказа и вернуть его кандидату.

Ответственность за неисполнение обязательств

Закон устанавливает, что за несоблюдение федерального законодательства в отношении квотирования рабочих мест для инвалидов, а также за отказ в приеме инвалида на работу в рамках установленной квоты, на виновное должностное лицо будет наложен денежный штраф в размере 5-10 тысяч рублей. Это наказание установлено статьей 5.42 КОАП РФ.

Кроме этого, есть ответственность за не информирование органа о выполнении квоты по приему инвалидов. В этой ситуации наказание применяется согласно статьи 19.7 КОАП РФ.

Оно включает в себя:

  • На должностное лицо 300-500 рублей;
  • На юридическое лицо 3000-5000 рублей.

Показатели трудоустройства инвалидов

Заместитель Министра труда и социальной защиты Г. Лекарев на заседании Совета по делам инвалидов при Совете Федерации сообщил, что по итогам 2018 года доля занятых граждан трудоспособного возраста с ограниченными возможностями в России достигла 29% (1 млн 12 тыс. человек). Минтруд принимает все доступные меры для роста показателя.

При этом процент занятых людей данной категории сильно колеблется по субъектам: от 88% в Красноярском крае до 19% в Республике Карелия.

К концу 2020 года намечено обеспечение 40% людей с ограниченными возможностями рабочими местами. Этому поспособствуют два новых направления:

  • Содействие в трудоустройстве: службы занятости при согласии соискателей с ограниченными возможностями сообщают им об имеющихся вакансиях и обеспечивают обратную связь от работодателей.
  • Сопровождение инвалидов, которым требуется помощь на пути следования до работы, при выборе и оборудовании рабочего места, при привлечении наставника.

Как отчитываться в центр занятости и что сдать до конца марта 2021 года?

Одного федерального закона, специально посвященного вопросу рабочих квот, не существует, однако эта проблема затрагивается в таких федеральных нормативных актах:

  • «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. (изменения не вносились с советского времени);
  • «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 24 ноября 1995 г.

Детально законодательное регулирование предоставления трудоустройства по квоте осуществляется на местном уровне, именно поэтому состав потенциальных сотрудников на такие рабочие места и государственные льготы, предоставляемые за квотирование работодателю, могут значительно отличаться в различных регионах РФ.

Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.

  1. Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.
  2. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.

  3. Лица младше 18 лет. Официальное трудоустройство в РФ разрешено с 14 лет, а совершеннолетие наступает в 18. Этот промежуток часто является «мертвым» для желающих работать, но не принимаемых работодателями подростков. На помощь приходит государственная квота. Наниматели подростков обязаны соблюдать законодательные требования относительно их организации труда – ограничений и особенностей для таких сотрудников предусмотрено немало.

Что нужно знать про квоты на иностранных работников на 2022 год

Работодатель за выполнение обязанностей по квотированию приобретает и дополнительные права, в основном, информационные:

  • Центр занятости и/или Центр квотирования должен предоставлять работодателям любую необходимую информацию, касающуюся льготных категорий;
  • требование к соответствию занимаемой должности распространяется и на работников по квоте – недостаточно квалифицированный или не справляющийся с обязанностями «льготник» может быть не принят или уволен так же, как и обычный сотрудник (причины отказа нужно аргументировать).
  • Описание услуги
  • Правовая основа

Подать жалобу Получить в электронном виде

  • Описание услуги
  • Правовая основа

министерства труда и социального развития Краснодарского края

Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:

  1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
  2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
  3. Создание и утверждение локальных документов.
  4. Оформление учета в органах занятости.
  5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.

Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

Квотируемое рабочее место: как рассчитывается и кто может претендовать

Статья 1. Правовая основа квотирования рабочих мест в городе Москве Квотирование рабочих мест в городе Москве осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы. Статья 2. Условия квотирования рабочих мест 1.

Важно! Размер квоты – 2% от среднесписочной численности (СЧ) всех работников, трудящихся в компании.

Чтобы закон не обходили, предложено ввести для работодателей новую обязанность — ежеквартально отчитываться о квотируемых рабочих местах непосредственно в правительство Санкт-Петербурга. Будет ли введено какое-то отдельное наказание для тех, кто откажется предоставлять вакансии выпускникам, пока неизвестно.

Принят Волгоградской областной Думой 10 ноября года. Настоящий Закон направлен на решение проблем занятости инвалидов, обеспечение им дополнительных гарантий при приеме на работу, устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:. Закона Волгоградской области от Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются оборудуются работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению оборудованию указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения. На территории Волгоградской области квота для приема на работу инвалидов работодателям, численность работников которых составляет 35 и более человек, устанавливается в размере двух процентов от среднесписочной численности работников. При определении квоты исходя из процентного соотношения десятичная дробь от 0,5 и выше округляется в сторону увеличения до целого значения числа. Среднесписочная численность работников исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и или опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

  • несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
  • детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, в возрасте до 23 лет;
  • выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, которые ищут работу впервые.

Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места. Размер такой компенсационной стоимости равен величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г.

Организациям, среднесписочная численность работников которых не превышает 100 человек (или иного показателя, предусмотренного законом вашего субъекта), а также предпринимателям независимо от количества у них работников резервировать рабочие места ни для кого не нужно.

Трудоустройство инвалида для работодателя сопряжено не только с большой ответственностью, но и рядом финансовых затрат, связанных с организацией особых условий труда и аттестацией рабочих мест. В силу этого законодательно предусмотрены льготы работодателям при приеме на работу инвалида, заключающиеся в первую очередь в налоговых послаблениях, в частности в снижении налогооблагаемой базы.

Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?

Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.

  • Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
  • Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
  • Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
  • Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.

Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.

Какие работодатели этим обязаны заниматься

Согласно ст. 21 ФЗ-181 в обязательном порядке резерв занятости для людей с ОВЗ создают работодатели с численностью работающих свыше 100 человек. Закон устанавливает лишь диапазон квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2–4%. При численности занятых от 35 до 100 человек этот показатель не превышает 3%.

ВАЖНО!

Используемые на уровне региона конкретные показатели утверждаются местными НПА.

От резервирования освобождены:

  • объединения инвалидов, зарегистрированные как общественные;
  • организации, созданные общественными объединениями инвалидов;
  • хозяйственные общества и товарищества, уставный капитал которых сформирован из вкладов общественных объединений инвалидов.

Еще одна обязанность работодателя — создавать необходимые условия труда, соответствующие индивидуальной программе реабилитации или абилитации этой категории льготников (ст. 24 ФЗ-181).

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, правомерно ли взыскание штрафа с руководителя организации за то, что организация ежемесячно не сообщает в центр занятости о выполнении квоты или о вакансиях для инвалидов. Используйте эти инструкции бесплатно.

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов

  • Ссылки на Федеральный закон №181-ФЗ.
  • Ссылки на Приказ Минтруда №685н от 19.11.2013 года.
  • Ссылки на региональные законы. Например, города Москвы, Ивановской области, Санкт-Петербурга. Это будет зависеть от места нахождения и функционирования организации.
  • Распоряжения установить квоту на соответствующий закону процент от среднесписочной численности сотрудников.
  • Распоряжения о выделении специальных рабочих мест с соответствующими уровню здоровья условиям труда.
  • Таблицы с перечислением должностей и особенностей оборудования рабочего места.
  • Распоряжения о передаче отчета по трудоустройству инвалидов по квоте в центр занятости. Туда же предоставляются данные о вакантных должностях.
  • На кого возлагается ответственность за выполнение приказа.
Читайте также:  Пенсионерам РФ разъяснили информацию о разовой выплате 10 000 рублей в 2023 году

Правила и отчетность по выделению квоты на инвалидов в организации

Небольшие предприятия, обязанные предоставить квоту, но не имеющие финансовой возможности обустроить рабочие места для инвалидов, могут арендовать их у крупных организаций. Такое разрешение ситуации было предложено в некоторых субъектах РФ. Также были случаи объединения нескольких компаний для оборудования специальной территории, на которой могли работать инвалиды от каждой компании. Это позволяло уменьшить статью расходов.

Итоговая цифра будет указывать на обязательное количество мест, что не препятствует работодателю увеличить его по собственной воле. Квота на инвалидов на предприятии включает в себя рабочие места, на которых уже трудятся лица, имеющие инвалидность. Если таковое превышает обязательные нормы, разница (в процентах) будет являться той величиной, на которую работодатель вправе уменьшить количество рабочих мест для других квотируемых категорий.

Как работодателю определить квоты на рабочие места для инвалидов

Закон «О занятости» устанавливает обязанность работодателя подавать в отделение Минтруда – местный ЦЗН – отчет, в котором отображается:

  • Количество свободных вакансий вобщем;
  • Число квотированных мест для льготников – инвалидов, детей и других категорий;
  • Количество устроенных инвалидов;
  • Меры, предпринятые для выполнения требований законодательства об инвалидах (например, о создании специально оборудованного места для работы).

Надзорным органом, контролирующим на местах соблюдение норм «инвалидного» законодательства, является Министерство труда. Основным документом, регламентирующим порядок и продолжительность проверки организаций, является приказ ведомства №181н 2013 года.

В нем указано, что имеется два вида проверок:

  1. Плановые, которые проводятся по заранее согласованному плану;
  2. Внеплановые, например, спровоцированные обращениями граждан.

Проверки проводятся в двух форматах:

  • Выездные с контролем на месте;
  • Документарные с проверкой подаваемых отчетов.

Стандартный срок «документарки» – 15 дней, а выездной проверки – 10 (в исключительных случаях – 15), но на деле всё происходит гораздо быстрее, обычно в течение суток (но всё зависит от размера компании). Приостановления проверки не предусмотрено.

Наиболее эффективной оказывается плановая выездная проверка. Она осуществляется по таком алгоритму:

  1. Центр занятости населения формирует график проверки предприятий;
  2. В назначенную дату издается приказ о контроле конкретной организации;
  3. Инспектор прибывает по адресу фактического расположения компании, предъявляет служебное удостоверение и вручает ответственному лицу копию приказа;
  4. В ходе проверки специалист знакомится с документацией, проверяет, правильно ли произведен расчет квот, а также организацию рабочих «инвалидных» мест, соответствие занимаемых должностей, фактическое наличие работника на своем месте и т.д.;
  5. По мере прохождения проверки формируется акт в двух экземплярах, в котором фиксируются нарушения;
  6. По окончании проверки оба акта подписываются руководителем и проверяющим, затем экземпляры разделяются.

При наличии нарушений руководителю выписывается предписание по их устранению. В нем оговорен разумный срок, в течение которого нарушения должны быть устранены. Затем руководитель организации составляет специальный акт об устранении недочетов и направляет его в Центр занятости.

Видео по теме:

Если руководитель не устранил нарушения, вмененные контролирующей организацией, либо отказывает инвалиду в устройстве на работу при наличии квотируемых мест и соответствии образования соискателя заявленным требованиям, то в отношении него применяются меры административного воздействия, а именно – штраф от 5 до 10 тысяч рублей (статья 5.42 КоАП РФ).

В случае нарушения сроков предоставления отчетности штраф будет такой:

  • 10-20 тысяч рублей для должного лица;
  • 20-70 тысяч для самой организации (юрлица).

При повторном нарушении штрафы удваиваются.

Местные органы власти могут ужесточить эти санкции, так как выплаты по данным штрафам поступают в региональный бюджет. Поэтому имеется смысл выполнить все требования.

Работодателя контролирующие органы могут привлечь к ответственности и за то, что:

  • На предприятии не создано подходящих рабочих мест;
  • Отсутствует нормативная база;
  • «Инвалидные» места созданы чисто на бумаге без реального выделения квот.

Процент квот определяется в зависимости от размера компании и особенностей ее функционирования.

Инвалиды обычно направляются на потенциальное место работы через местный ЦЗН. При этом должностное лицо должно регулярно направлять в контролирующие организации отчеты об исполнении нормативных требований и количестве принятых на работу инвалидов. За отсутствие квот и документов или срыв сроков сдачи отчета предусмотрен штраф.

  1. Квоты на рабочие места для инвалидов
  2. Рабочие места для инвалидов
  3. ЕДВ для инвалидов 1 группы
  4. 1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2021 — 2024 годы (далее — план).

    2. Федеральным органам исполнительной власти (ответственным исполнителям, соисполнителям) осуществлять реализацию плана в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

    3. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, ответственным за реализацию мероприятий плана, в сроки, предусмотренные планом, представлять в Минтруд России информацию о ходе реализации мероприятий плана.

    4. Минтруду России на основе полученной информации ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации плана.

    5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении своей деятельности обеспечить реализацию мероприятий плана.

    Председатель Правительства
    Российской Федерации
    М. Мишустин

    Квотируемое рабочее место: как рассчитывается и кто может претендовать


    Правительство утвердило план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2021-2024 гг. В частности, предполагается:

    — проводить мониторинг исполнения работодателями требований по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленной квотой;

    — развивать и применять дистанционные формы взаимодействия органов службы занятости с инвалидами;

    — содействовать занятости инвалидов через Общероссийскую базу вакансий «Работа в России»;

    — привлекать социально ориентированные НКО к сопровождению инвалидов при трудоустройстве, а также к предоставлению иных госуслуг в сфере занятости населения.

    Определены ожидаемые результаты, сроки реализации и ответственные исполнители мероприятий.

    Нет, закон о квотировании распространяется только на те компании, среднесписочная численность сотрудников которых больше 100 человек. Также повторим, что данная обязанность существует только для работодателей, ведущих деятельность в Москве.

    От обязанности квотировать места для незащищенных групп граждан освобождаются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

    Имейте в виду, что компании, которые привлекают на работу иностранцев, обязаны встать на учет в центре квотирования, даже если численность штата меньше 100 человек!

    Квота составляет 4% от среднесписочной численности штата: 2% из них приходится на инвалидов и 2% — на вышеуказанные категории молодежи.

    Точное количество мест каждый работодатель рассчитывает самостоятельно, исходя из численности работников. При этом учитываются только те сотрудники, которые работают на территории Москвы. Филиалы и офисы компании в других регионах страны не включаются.

    Если же работодатель трудоустраивает больше 2% инвалидов, то количество квотируемых рабочих мест для молодежи можно уменьшить на соответствующую величину.

    Работодатель, выполняющий требования данного законодательства, должен ежеквартально сдавать отчетность в службу занятости, подтверждающую выполнение им квоты.

    За невыполнение работодателем обязанности по созданию квотируемых рабочих мест предусмотрена административная ответственность. Штраф для должностного лица варьируется от 3 000 до 10 000 рублей, для юридического лица — до 50 000 рублей.

    Также санкции накладываются на тех работодателей, которые не предоставляют отчетность в службу занятости, делают это несвоевременно, в частичном или искаженном виде.

    У работодателя есть выбор: принять необходимое количество сотрудников на работу или же выплачивать в бюджет г. Москвы сумму, соответствующую минимальной зарплате таких неприятных на работу сотрудников.

    Не смотря на то, что этот вариант кажется более простым и экономичным, на практике это не всегда так. Во-первых, работодателям, создающим квотируемые места, предоставляется экономическая поддержка от государства. Во-вторых, иногда реальный сотрудник обходится дешевле, чем выплата МРОТ в городской бюджет (например, если он трудоустроен на часть ставки).

    Что это такое — квотируемое рабочее место? Термин «квота» в рассматриваемом контексте означает наличие в штатном расписании фирмы рабочих мест, предназначенных для найма определенных категорий работников. Данные категории могут определяться в соответствии с положениями федеральных норм или региональных НПА.

    Объединенный, сводного характера закон о квотировании рабочих мест пока не принят в России. Права граждан РФ на рабочие места по гарантированной законом квоте устанавливаются положениями отдельных НПА, которые регламентируют механизмы социальной защиты различных групп населения.

    На федеральном уровне подобных НПА всего два – закон «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 № 1032-1, принятый еще в СССР, а также закон «О соцзащите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181. Оба НПА устанавливают право на получение рабочих мест по рассматриваемым квотам для инвалидов. В свою очередь, во многих региональных НПА соответствующее право определено также и для иных категорий работников. В Липецкой области оно определено, к примеру, для бывших военных, в Камчатском крае — для женщин, которые воспитывают детей в возрасте до 3 лет, в Москве — для различных категорий молодежи.

    Общее число квотируемых рабочих мест в фирме зависит, главным образом, от:

  • размера штата, при достижении которого возникает обязательство по выделению квот;
  • величины квоты, выражаемой в процентах от суммарного количества рабочих мест в фирме.

Оба показателя устанавливаются федеральными нормами, а также НПА, издаваемыми в регионах.

В частности, в Москве фирма-работодатель имеет обязательство по квотированию рабочих мест, если ее штат достигает 100 сотрудников. При этом 2% от всех мест должны предоставляться людям с ограниченными возможностями, 2% – молодежи, относящейся к различным категориям (п. 1 ст. 3 закона г. Москвы «О квотировании» от 22.12.2004 № 90).

Отметим, что работники с ограниченными возможностями — единственная категория граждан, которая имеет гарантированное федеральными НПА право на работу по квоте. Рассмотрим специфику соответствующих НПА подробнее.

Изменения в законе о занятости – 2021: как повысились требования к работодателям

  • 2% для инвалидов;
  • 2% для молодежи: несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые.

Приказ Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 14.04.2020 № 354 «О внесении изменений в план проведения Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год»

Также согласно разд.1 «Сведения о выполнении установленной квоты» инструкции по заполнению формы N 1 и разд.1 «Сведения о выполнении установленных квот и движении денежных средств (при невыполнении условий квотирования рабочих мест)» Инструкции по заполнению регионального государственного статистического наблюдения формы N 1-квотирование, утвержденной Постановлением N 5, обязательная плата устанавливается как альтернатива созданию квотируемых рабочих мест. Принцип альтернативности предоставляет работодателю право выбора при выполнении условий квотирования: либо трудоустраивать инвалидов и молодежь на квотируемые рабочие места, либо ежемесячно вносить плату за каждого нетрудоустроенного на эти места гражданина.

2. Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий.

Детально законодательное регулирование предоставления трудоустройства по квоте осуществляется на местном уровне, именно поэтому состав потенциальных сотрудников на такие рабочие места и государственные льготы, предоставляемые за квотирование работодателю, могут значительно отличаться в различных регионах РФ.

  • в фирме с определенным количеством персонала нет вакансий по квоте или их меньше предусмотренного количества;
  • на такие места трудоустроены люди не льготных категорий;
  • работодатель отказал сотруднику из таких категорий при наличии свободных квотированных мест.

Обязательная плата за невыполнение условий квотирования ежемесячно вносится в бюджет города в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения в Российской Федерации, действующего на день уплаты, и составляет в настоящее время 3809,3 руб. (Постановление Правительства Москвы от 11.05.2004 N 292-ПП) в месяц за каждого нетрудоустроенного инвалида. Срок внесения платы — до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата.

В ряде регионов будет введен специальный механизм установления и исполнения квоты. Будут созданы фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями. Это альтернативный вариант выполнения квоты при невозможности принять на работу инвалида. Минтруд разъяснил, как будет определяться размер такой выплаты.

— копия отчетности, содержащей сведения о среднесписочной численности работников, по форме, утвержденной Федеральной службой государственной статистики, либо письмо, содержащее сведения о среднесписочной численности работников, за подписью руководителя работодателя (в случае если работодателем не представляется отчетность в органы государственной статистики).

Согласно ст. 21 ФЗ № 181, специальные рабочие места для лиц с ограниченными возможностями ― это места, где создается ряд дополнительного оборудования для облегчения подъема, технические средства, позволяющие инвалиду выполнять свою трудовую деятельность, с учетом личных особенностей. Этот закон с некоторыми дополнениями начал действовать с января 2019 года.

  • после публикации данных по квотам Федерального Правительства;
  • подача руководителем организации вакансий для инвалидов и письменное заявление от инвалида;
  • обращение инвалида в службу занятости для получения специального места;
  • участие работодателя и соискателя в ярмарке вакансий, собеседование, устройство на работу.

При квотировании не выявляется способность осуществлять ту или иную деятельность, а предоставляется право совершить то или иное действие исходя из целей применения данного административно-правового режима, а именно — обязанности государства обеспечить защиту прав человека и гражданина, интересов потребителей, безопасность общества в целом.

На основании предложений соответствующих федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов России Министерство экономического развития РФ с участием конкретного Министерства Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разрабатывает и выносит ежеквартально, но не позднее, чем за 1 месяц до начала следующего квартала предложения в Правительство Российской Федерации по корректировкам общих объемов квот.

В первую очередь изменился размер квоты. Теперь в каждой компании с численностью более 100 человек должно быть 2 процента инвалидов и 2 процента молодежи (в нынешней редакции закона квота та же — 4%, но без разбивки на инвалидов и молодежь). Причем к последней, согласно новой редакции закона о квотировании, будут относиться также выпускники вузов, которые впервые устраиваются на работу.

Если руководитель не устранил нарушения, вмененные контролирующей организацией, либо отказывает инвалиду в устройстве на работу при наличии квотируемых мест и соответствии образования соискателя заявленным требованиям, то в отношении него применяются меры административного воздействия, а именно – штраф от 5 до 10 тысяч рублей (статья 5.42 КоАП РФ).

Читайте также:  На каких объектах должны быть планы эвакуации и для чего они нужны

Квота составляет 4% от среднесписочной численности штата: 2% из них приходится на инвалидов и 2% — на вышеуказанные категории молодежи.

Точное количество мест каждый работодатель рассчитывает самостоятельно, исходя из численности работников. При этом учитываются только те сотрудники, которые работают на территории Москвы. Филиалы и офисы компании в других регионах страны не включаются.

Если же работодатель трудоустраивает больше 2% инвалидов, то количество квотируемых рабочих мест для молодежи можно уменьшить на соответствующую величину.

Работодатель, выполняющий требования данного законодательства, должен ежеквартально сдавать отчетность в службу занятости, подтверждающую выполнение им квоты.

За невыполнение работодателем обязанности по созданию квотируемых рабочих мест предусмотрена административная ответственность. Штраф для должностного лица варьируется от 3 000 до 10 000 рублей, для юридического лица — до 50 000 рублей.

Также санкции накладываются на тех работодателей, которые не предоставляют отчетность в службу занятости, делают это несвоевременно, в частичном или искаженном виде.

У работодателя есть выбор: принять необходимое количество сотрудников на работу или же выплачивать в бюджет г. Москвы сумму, соответствующую минимальной зарплате таких неприятных на работу сотрудников.

Не смотря на то, что этот вариант кажется более простым и экономичным, на практике это не всегда так. Во-первых, работодателям, создающим квотируемые места, предоставляется экономическая поддержка от государства. Во-вторых, иногда реальный сотрудник обходится дешевле, чем выплата МРОТ в городской бюджет (например, если он трудоустроен на часть ставки).

Квотированием рабочих мест для инвалидов и молодежи, согласно ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ, должны заниматься все работодатели, у которых численность работников превышает 100 человек.

Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.

Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации может устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Квоту организация рассчитывает самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников.

Для расчета среднесписочной численности рекомендуем пользоваться указаниями Росстата по вопросам заполнения формы № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (далее — форма № П-4) (Приказ Росстата от 01.09.2017 № 566).

Обратите внимание, что при расчете квоты на инвалидов не учитываются рабочие места с вредными и опасными условиями труда (ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

Пример
Среднесписочная численность работников в организации в Москве без учета рабочих мест с вредными условиями труда составляет 250 человек.
Размер квоты на инвалидов составит:
250×0,02 = 5 чел.

Возникает вопрос, как быть, если в результате расчета квоты получилось дробное число. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если возникнет такая ситуация, лучше всего уточнить в службе занятости, как поступить. Например, в Москве должностные лица службы занятости предлагают округлять результат расчета в меньшую сторону.

Учет работодателей для целей квотирования, как правило, ведут местные центры занятности.

Рассмотрим порядок учета работодателей на примере Закона г. Москвы № 90.

В Москве работодателей, осуществляющих квотирование, учитывает Отдел квотирования рабочих мест Центра занятости населения города Москвы.

Работодатели в течение месяца после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальном подразделении Отдела квотирования. При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку, которая подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью организации, а также представляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

• копию устава или учредительного договора;

• информационное письмо органов государственной статистики об учете в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;

• данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 или, если работодатель не сдает форму в органы статистики, письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования.

Если у работодателя изменится место постановки на учет в налоговых органах, придется пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации — сняться с учета.

Для снятия работодателя с учета представляется заявление работодателя о снятии с учета или решение собственника или судебных органов о ликвидации организации.

Квотирование рабочих мест в городе Москве осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы.

Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).

  • Создание и утверждение локальных документов.
  • Оформление учета в органах занятости.
  • Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.
  • Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.
    Изучение законодательных норм Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры.

Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка): Должность Количество (чел.) Директор 1 Главный бухгалтер 1 Бухгалтер 3 Менеджер 3 Рабочий 30 Всего 38 Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи.
Громова представила в виде таблицы: Числа месяца Списочная численность Не включаются в среднесписочную численность Учитываются в среднесписочной численности Числа месяца Списочная численность Не включаются в среднесписочную численность Учитываются в среднесписочной численности 1 127 1 126 16 126 1 125 2 127 1 126 17 126 1 125 3 127 1 126 18 (сб) 127 1 126 4 (сб) 127 1 126 19 (вс) 127 1 126 5 (вс) 127 1 126 20 127 1 126 6 127 1 126 21 127 1 126 7 127 1 126 22 126 1 125 8 127 1 126 23 126 1 125 9 127 1 126 24 126 1 125 10 127 1 126 25 (сб) 126 1 125 11 (сб) 126 1 125 26 (вс) 126 1 125 12 (вс) 126 1 125 27 126 1 125 13 126 1 125 28 129 1 128 14 126 1 125 29 129 1 128 15 126 1 125 30 129 1 128 31 129 1 128 Итого: 3901 Далее Громова определила численность сотрудников списочного состава за все дни января 2014 г., подлежащих включению в среднесписочную численность, – 3901 человек.

Базой для расчета квоты по трудоустройству несовершеннолетних является средняя численность сотрудников организации/ИП по итогам отчетного месяца.

При расчете средней численности работодатель учитывает как штатных сотрудников, нанятых на основании трудовых соглашений, так и лиц, привлеченных к работе по договорам ГПХ.

Формула для расчета среднесписочного количества работников имеет следующий вид:

СрЧисл = (КолРабполный мес * КолДнполный мес + КолРабнеполный мес * КолДнфакт) / КолДнполный мес,

где КолРабполный мес – количество работников, которые отработали полный месяц в отчетном периоде;
КолДнполный мес – количество календарных дней в отчетном месяце;
КолРабполный мес – количество работников, которые отработали неполный месяц в отчетном периоде (были приняты или уволены в течение отчетного месяца);
КолДнфакт – период работы сотрудника, отработавшего неполный отчетный период (в календарных днях).

Для расчета количества рабочих мест, которые необходимо выделить (создать) для трудоустройства несовершеннолетних, работодатель рассчитывает среднюю численность сотрудников по итогам прошедшего отчетного периода, умножает полученный результат на размер установленной квоты, после чего получает показатель для трудоустройства несовершеннолетних, действительный для следующего календарного месяца.

Рассмотрим пример. ООО «Альтаир» занимается производством и реализацией мебели. Средняя численность сотрудников организации в 2021 году составила 115 человек.

Согласно региональному нормативному акту, обязательства по созданию (выделению) рабочих мест для несовершеннолетних присваиваются работодателям (организациям и ИП) с численностью сотрудников более 100 человек. Размер квоты составляет 1%.

Рассчитаем среднесписочное количество работников по итогам января 2021 года.

Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстатапо вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.

Скачать для просмотра и печати:

Приказ Федеральной службы государственной статистики от 1 сентября 2017 г. N 566

Формула для определения числа льготных мест такова:

  • штатная численность х норма, определенная в актах.

Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.

По состоянию на 2019-2020 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:

Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.

На предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:

  1. Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
    • размеры квот и категории граждан;
    • порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
    • ответственное должностное лицо.

    В Москве и Московской области есть возможность получить разрешение на проживание, обратившись в подразделения ГУВМ МВД РФ по адресу проживания. После подачи ходатайства с подтверждающими право на оформление статуса документами следует подождать определенное время. Уточнить наличие РВП по квоте можно через официальный сайт отдела МВД либо в отделении службы у сотрудников.

    Узнавать сведения необходимо заранее и подавать заявление предварительно в связи с популярностью центрального региона страны у мигрантов. Гарантии того, что квота будет предоставлена, не могут дать даже государственные органы. Относиться к вопросу подачи документов через посредников за плату следует осторожно и не верить обещаниям, которые не подтверждены документально. Всю информацию лучше получать из официальных источников государственного органа или в отделениях у сотрудников. Для получения данных о квоте следует уточнять сведения на сайте миграционной службы Москвы и Московской области.

    Оформлять бумаги для подачи на РВП по квоте следует после получения достоверной информации о наличии свободных мест на разрешения. Стоимость государственной услуги будет зависеть от региона оформления квоты, способа получения разрешения. При самостоятельном обращении в миграционную службу потребуется также дополнительно понести расходы на нотариуса. В случае обращения к посредникам – заплатить за их услуги по договоренности. На практике в Москве и Московской области за них потребуют от 40 000 до 60 000 руб.

    Рекомендация эксперта

    Размер квоты устанавливается в каждом году индивидуально. В 2018 году число выданных разрешений по всей России составило 110 880 штук. В 2017 году, для сравнения, на 12% меньше указанной цифры. В Москве уже на протяжении нескольких лет остается показатель в 2 000 штук, а в Подмосковье – 8 000 штук. Причиной понижения квоты на РВП является снижение миграционных потоков, регулируемых государством. В связи с этим получение разрешения на проживание для иностранцев в этом регионе и в целом по России становится все сложнее с каждым годом. В столице за получением разрешения необходимо обратиться в ГУВМ МВД г.Москвы либо к посредникам, занимающимся оказанием таких услуг.

    Горелова Л.Л., сотрудник миграционной компании «Восток»

    На практике выделяется ряд моментов, которые позволяют сориентироваться в ситуации по получению РВП в Москве и Московском регионе. К ним относятся следующие:

    • международные отношения между Российской Федерацией и страной, из которой прибыл заявитель и национальное удостоверение личности которой имеет;
    • тенденции и изменения в миграционной политике и ситуация во внешней политике;
    • показатели распределения трудовых ресурсов в РФ, профессиональная специализация заявителя;
    • иные объективные факторы, которые могут косвенно или прямо повлиять на условия предоставления квоты.

    Преимуществом по получению РВП имеют иностранцы, родственники которых имеют законных статус резидентов РФ и проживают в регионах Москвы и Московской области на основании ВНЖ или российского паспорта. При отказе в выдаче квоты есть возможность обратиться за получением разрешения повторно. Законодательство такой перспективы не ограничивает. Рекомендуется подавать заявление в начале года, это увеличивает шансы на получение вида на жительство.

    Выдача разрешений на проживание осуществляется в регионе в порядке подачи заявлений. При этом не учитывается ни страна, из которой прибыл иностранец, ни другие факторы, только дата и наличие свободной квоты. Таким образом, оформление квоты осуществляется в стандартном порядке. Для некоторых стран предусмотрены особенности. К ним относятся:

    • Республика Беларусь;
    • Казахстан;
    • Киргизия;
    • Туркменистан.

    С этими государствами РФ заключила международные соглашения, согласно которым процесс получения РВП для иностранцев с этих стран значительно упрощен. Так, при наличии в собственности собственного жилья в России жители Туркменистана и Беларуси вправе сразу подать заявление на ВНЖ, не оформляя предварительно РВП сроком действия до 1 года с правом на продления в общей сложности до 3 лет. После получения вида на жительство и проживания в РФ в течение 5 лет они могут получить российский паспорт. Срок сокращается, если есть основания для этого. К примеру, наличие диплома о высшем образовании, полученного до 2002 года, либо знание русского языка наряду с носителями, соблюдение условий о включении иностранца в Программу переселения.

    Ошибка 1: Подача заявления на РВП без учета квоты и ожидание положительного решения.

    – Разрешения на временное проживание выдается на основании утвержденной правительством РФ и миграционным управлением определенного субъекта РФ. Иностранцы должны подать заявление в текущем году при наличии свободной квоты. Узнать актуальную информацию можно на официальном сайте ГУВМ МВД РФ либо в отделениях государственной службы, или на порталах региональных отделений миграционных органов.

    Гражданин Республики Беларусь приехал в Россию. У него отсутствовала миграционная карта, потому что иностранцам с этой страны не обязательно ее заполнять при прохождении миграционного контроля. Целью приезда изначально была встреча с родственниками. Однако через 6 месяцев нашлось подходящее место для работы и было заключено трудовое соглашение. Белорус обратился в миграционную службу с заявлением о выдаче разрешения на проживание. Однако ему посоветовали сразу обращаться с прошением о ВНЖ, поскольку такое правило определено в международном соглашени�� между РФ и Белоруссией об упрощенном порядке оформления вида на жительство. Кроме того, выдача национального удостоверения личности по российскому образцу также осуществляется в упрощенном порядке. Подать заявление можно до истечения 5 лет пребывания на основании ВНЖ.

    Перед подачей отчета о квотах уточните в региональном центре занятости форму и срок его представления, поскольку органы власти могут устанавливать особые порядок, сроки и формы подачи сведений о выполнении квот Например, в Москве такие сведения подаются с учетом указаний, приведенных на сайте Департамента труда и занятости населения г. Москвы → раздел «Направления деятельности» → «Квотирование рабочих мест» → «Организационная структура системы квотирования».

    В Организации может быть разработано Положение о реализации нормативных актов о квотировании рабочих мест (пример приведен в приложении 3 к ответу) О создании рабочих мест для трудоустройства инвалидов можно издать соответствующий приказ. (форма приведена в приложении 2 к ответу). В приказе можно указать, какие именно рабочие места выделены для приема инвалидов в рамках квоты (даже если на эти рабочие места уже приняты инвалиды) и как эти места оборудованы для создания необходимых условий труда инвалидов (если потребовалось оборудовать их дополнительно).

    Согласно п. 1 части 2 № 181-ФЗ, работодатель обязан квотировать то количество мест для трудоустройства, которое предусмотрено перечисленными выше законами. Если работодатель не будет соблюдать норму, он понесет административную ответственность.

    Квота для приема на работу молодежи устанавливается в зависимости от среднесписочной численности работников, с учетом количества рабочих мест, на которых уже работают граждане, указанные в статье 2 категорий, и составляет один процент от среднесписочной численности работников. При определении количества рабочих мест, исходя из процентного отношения, десятичная дробь от 0,5 и выше округляется в сторону увеличения до целого значения числа.

    Отдельные категории граждан испытывают проблемы при трудоустройстве. Сложности могут возникать по разным причинам: состояние здоровья, отсутствие опыта, возраст (пенсионный или наоборот, не достигший совершеннолетия). Государство оказывает дополнительную помощь гражданам — федеральным законодательством предусмотрено обязательное квотирование рабочих мест для инвалидов и иных категорий граждан, которым сложно устроиться на работу (в частности, молодых людей). Так что это такое, квотируемое место, для кого оно предоставляется? Давайте разберемся.

    Это вакантные места, которые предназначены для найма определенных категорий граждан, которые испытывают сложности при поиске работы. Нормы обязательного квотирования рабочих мест конкретизируются в законодательстве субъектов РФ. По общему правилу предусматривать рабочие места для указанных категорий граждан должны «крупные» работодатели, имеющие численность работников больше ста человек.

    Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:

    Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

    При заключении трудового договора с лицом, для которого было выделено и организовано рабочее место, квота считается исполненной (пп. 1 п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2021 № 90, п. 2 ст. 5 Закона Московской области от 25.04.2021 № 53/2021-ОЗ, п. 1 ст. 2.1 Закона Псковской области от 07.11.2021 № 1212-ОЗ).

    › Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты.

    При этом региональные квоты не должны превышать предельные размеры квот, установленных в соответствии с федеральным законодательством. Так, для работодателей с численностью работников свыше 100 человек квота для приема на работу инвалидов может составлять от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Для работодателей с численностью работников не менее 35 человек и не более 100 человек квота не может превышать 3% среднесписочной численности работников (ч.

    • при заключении трудового договора с молодым сотрудником, действие которого в текущем месяце составит не менее 15 дней;
    • при ежемесячной уплате в бюджет г. Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места. Размер такой компенсационной стоимости равен величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г. Москве на день ее уплаты.

    Инвалид оформляется в стандартном порядке. В трудовом соглашении работодатель обязан прописать нормы по осуществлению трудовой деятельности. Заключенный трудовой договор подтверждает факт трудоустройства инвалида. Кроме того, предварительно на предприятии издается приказ о выделении мест по квоте и положение о создании рабочего места, соответствующего требуемым условиям.

    В соответствии с ч. 1 ст. 5.42 Кодекса об административных нарушениях РФ, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

    Обратите внимание, что эта статья не предусматривает ответственности за непредоставление сведений о квотировании рабочих мест органам службы занятости. Поэтому если обязанности по квотированию вы выполнили, но позабыли вовремя отправить отчет, то все шансы избежать административной ответственности, по мнению Верховного Суда РФ, у вас имеются.

    Однако, с учетом того, что к полномочиям региональных органов по труду и занятости относится осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи предписаний и составления протоколов, представляется более полезным для нервной системы как руководителя, так и кадровика, отправлять отчеты в службу занятости вовремя.

    В соответствие с нормами трудового законодательства, работодатели обязаны оказывать содействие по трудоустройству лиц возрастом до 18-ти лет путем выделения и создания рабочих мест для несовершеннолетних граждан.

    Работодатель предоставляет несовершеннолетним рабочие места в соответствие с установленной квотой. В отличие от квоты по трудоустройству инвалидов, показатель квоты на создание (выделение) рабочих мест для несовершеннолетних нормами ТК РФ не установлен.

    Полномочия по квотированию рабочих мест для несовершеннолетних переданы местным муниципалитетам. Это значит, что количество рабочих мест, которые работодатель обязан выделить для трудоустройства молодых граждан, устанавливаются отдельно для каждого региона, в соответствие с местными законодательными актами.

    К примеру, законом Иркутской области «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних» установлено обязательство работодателей по трудоустройству лиц младше 18-ти лет в количестве не менее 1% от средней численности сотрудников. При этом данное требование установлено для ИП и организаций с количеством работников более 100 человек. Если среднесписочное количество сотрудников составляет 100 единиц и меньше, либо работодатель находится в процедуре банкротства или ликвидации, то квота для такого работодателя не устанавливается.

    В Москве квота по трудоустройству распространяется исключительно на несовершеннолетних из числа детей-сирот и несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей. Если молодой работник не относится к одной из перечисленных категорий, то создавать (выделять) места работодатель для него не обязан.

    Соответственно законодательным нормативам федерального уровня, в субъектах Российской Федерации квоты для инвалидов должны устанавливаться в отношении не всех субъектов предпринимательской деятельности. Так, определенные организации полностью освобождены от необходимости проведения процедуры квотирования мест для инвалидов. К ним относятся:

    В Организации может быть разработано Положение о реализации нормативных актов о квотировании рабочих мест (пример приведен в приложении 3 к ответу) О создании рабочих мест для трудоустройства инвалидов можно издать соответствующий приказ. (форма приведена в приложении 2 к ответу). В приказе можно указать, какие именно рабочие места выделены для приема инвалидов в рамках квоты (даже если на эти рабочие места уже приняты инвалиды) и как эти места оборудованы для создания необходимых условий труда инвалидов (если потребовалось оборудовать их дополнительно).

    Аппаратом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области предложено доработать проект регионального закона «О квотировании рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в Ярославской области» как содержащий положения, вводящие избыточные обязательства для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

    Квотированием рабочих мест для инвалидов и молодежи, согласно ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ, должны заниматься все работодатели, у которых численность работников превышает 100 человек.

    Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

    Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.

    Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации может устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

    Квоту организация рассчитывает самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников.

    Для расчета среднесписочной численности рекомендуем пользоваться указаниями Росстата по вопросам заполнения формы № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (далее — форма № П-4) (Приказ Росстата от 01.09.2017 № 566).

    Обратите внимание, что при расчете квоты на инвалидов не учитываются рабочие места с вредными и опасными условиями труда (ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

    Пример
    Среднесписочная численность работников в организации в Москве без учета рабочих мест с вредными условиями труда составляет 250 человек.
    Размер квоты на инвалидов составит:
    250×0,02 = 5 чел.

    Возникает вопрос, как быть, если в результате расчета квоты получилось дробное число. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если возникнет такая ситуация, лучше всего уточнить в службе занятости, как поступить. Например, в Москве должностные лица службы занятости предлагают округлять результат расчета в меньшую сторону.

    Если понятно, что организация обязана заниматься квотированием, и размер квоты рассчитан, следует принять соответствующее положение, в котором определить размер квоты, порядок работы по квотированию и ответственное за этот процесс лицо.

    Учет работодателей для целей квотирования, как правило, ведут местные центры занятности.

    Рассмотрим порядок учета работодателей на примере Закона г. Москвы № 90.

    В Москве работодателей, осуществляющих квотирование, учитывает Отдел квотирования рабочих мест Центра занятости населения города Москвы.

    Работодатели в течение месяца после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальном подразделении Отдела квотирования. При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку, которая подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью организации, а также представляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

    • копию устава или учредительного договора;

    • информационное письмо органов государственной статистики об учете в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;

    • данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 или, если работодатель не сдает форму в органы статистики, письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

    При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

    Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования.

    Если у работодателя изменится место постановки на учет в налоговых органах, придется пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации — сняться с учета.

    Для снятия работодателя с учета представляется заявление работодателя о снятии с учета или решение собственника или судебных органов о ликвидации организации.

    В июле 2019 г. был принят новый закон о социальном предпринимательстве, в соответствии с которым в России должны появиться специальные социальные предприятия, обязанные трудоустраивать социально защищаемые категории граждан. Среди которых, в том числе, и инвалиды.

    Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

    Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

    Квота — это минимальное число рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы граждан (в процентах от среднесписочной численности работников организации), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации. В счет квоты включаются и рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории.

    Квотирование рабочих мест — установление квоты в организация�� независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема на работу для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

    Квотирование рабочих мест производится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан.

    Само понятие квоты подразумевает обязательную долю в чем-либо. В том числе в выделении определенного количества рабочих мест для конкретной категории граждан. Российское квотирование рабочих мест предполагает, что часть вакансий должна в первую очередь выделяться определенным категориям населения.

    В частности, субъекты хозяйствования обязаны выделять рабочие места:

    1. Инвалидам. Согласно федеральным законам, занимать рабочие места могут все инвалиды, которым здоровье позволяет выполнять трудовые обязанности. Для инвалидов есть свои нормы по квотируемым рабочим местам, о чем мы подробней поговорим ниже.
    2. Несовершеннолетние. Квотирование помогает найти работу гражданам от 14 до 18 лет, ведь многие работодатели не рассматривают их в качестве полноценных сотрудников.
    3. Молодые специалисты. Людям без опыта, но с высшим образованием, тоже бывает сложно найти рабочее место. И государство помогает им в этом квотами.
    4. Лицам, которые вышли из мест отбывания наказания. Им нужно помочь реинтегрироваться в общество, вновь привыкнуть к свободной жизни, адаптироваться. Но работодатели очень неохотно принимают судимых на работу, поэтому им квоты тоже помогают найти законный способ заработка.
    5. Бывшие военнослужащие. Здесь тоже есть сложности с адаптацией в обществе, на обычной работе.
    6. Беженцы и вынужденные переселенцы. Государство помогает им найти себя в новой стране, получить возможность зарабатывать и обеспечивать себя, снимать жилье.
    7. Чернобыльцы и лица, пострадавшие от других радиационных аварий. Это льготники, часто — инвалиды, которым нужно помогать с работой.
    8. Граждане предпенсионного возраста. Их тоже неохотно берут на новые места работы, а до пенсии доработать нужно.

    Важно Есть в России и квоты на прием иностранцев. Но они призваны защищать не граждан других государств, а россиян, которые должны получать рабочие месте в первую очередь.

    Отметим, что квотируемое рабочее место — должность, которая зарезервирована для работников, в отношении которых законом установлены квоты. И в первую очередь эту вакансию могут занимать лица из данных категорий.

    Сферу квотирования рабочих мест регулируют следующие законодательные акты:

    • Закон России №1032-1 еще от 19 апреля 1991 года. Он обеспечивает правовую основу квотирования рабочих мест.
    • ФЗ №181 от 1995 года. Регулирует данный вопрос по отдельным регионам.
    • Статья 5.42 КоАП. Устанавливает ответственность для работодателей за нарушение прав инвалидов на труд. Им грозят штрафные санкции.
    • Статья 16 Трудового кодекса. Регламентирует возникновение трудовых отношений в целом. В частности, касается направления сотрудника на трудоустройство по квоте.

    Важно Региональные власти могут сами регламентировать квоты и их размеры. Есть правила, общие для всех регионов РФ, но внутри субъектов Федерации размеры квот и количество зарезервированных рабочих мест могут существенно отличаться. Обязательными, остающимися без изменений в любом случае, являются только квоты для инвалидов.

    Квоты на рабочие места призваны помочь найти работу тем, кому сделать это самостоятельно трудно. Работодатели очень неохотно берут перечисленные нами категории граждан на работу самостоятельно. А работа нужна всем! Поэтому государство контролирует данный вопрос и определенный процент сотрудников-инвалидов должен быть на каждом достаточно крупном предприятии. И других категорий граждан тоже.


    Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...