Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как перевести ребенка на домашнее обучение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Дети на семейном обучении вынуждены заниматься и проходить школьную программу самостоятельно, с помощью родителей или репетиторов. Возможно также посещение специализированных платных школ, которые проводят подготовку по отдельным предметам.
Права и обязанности родителей
Согласно новому закону об образовании, родители обязаны обеспечить:
- Условия для учебы и усвоение ребенком учебного материала;
- посещение консультаций, лабораторных практикумов и явку на контрольные работы, аттестации и экзамены;
- Информирование образовательного учреждения об участии в аттестации педагогов, обучающих ребенка дома.
Родители имеют право:
- Получать от территориальных органов образования информацию о том, как перевести ребенка на домашнее обучение;
- Знакомиться с образовательными программами, участвовать в составлении плана индивидуального обучения на дому;
- Присутствовать на консультациях и аттестациях;
- Приглашать преподавателей по своему выбору или обучать детей самостоятельно;
- Получать социальную поддержку и (в отдельных регионах) компенсацию затрат на семейное образование.
- Получать от школы методическую помощь.
Что ждет родителей и детей на семейном обучении
Некоторые родители недооценивают свою ответственность при переводе ребенка на семейное обучение — руководство школы по новому закону несет ответственность только в период сдачи экзаменов, ОГЭ и ЕГЭ. Остальное время семьи предоставлены сами себе. Конечно, хорошо, если кто-то из родителей окончил престижный вуз, прекрасно разбирается в науке, может помочь в любом предмете, вдобавок ребенок тянется к учебе. В таких семьях проблем с экзаменами не возникает.
Другое дело, когда родители излишне доверяют школьнику, но не контролируют его знания. В результате оказывается, что к моменту экзаменов ничего не сделано. В таком случае лучше бы было, если бы ученик ходил в школу вместе со всеми.
Домашнему обучению предложили новые правила «Это правильная мера, — считает Елена Приступа. — Потому что муниципалитет рассчитывает бюджет школы до начала учебного года, а он зависит от числа учеников. При этом дети на семейном обучении в это число не входят». Популярности такого выбора во многом способствовала пандемия коронавируса, считает депутат. Однако есть и другие причины: недовольство качеством образования в обычной школе, плохие отношения ребенка с другими учениками или педагогами, невозможность посещать ребенком школу из-за занятий спортом, частые переезды родителей. Впрочем, родители имеют право и не объяснять, почему они решили перевести ребенка на семейное образование.
Переводя ребенка на семейное образование, родители отчасти берут на себя функцию государства, позволяя федеральному бюджету экономить немалые деньги, считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. «Было бы логичным потратить эти средства на помощь таким семьям, — полагает депутат. — Но новые поправки не предусматривают поддержку родителей, которые занимаются семейным образованием. Такое образование возможно по федеральному закону, при этом федеральный закон не гарантирует родителям компенсаций за такую работу».
«С теми странами, где существует регистрация однополых браков, которые являются участниками Римской конвенции, где истолкование позволяет заключать вторые и третьи браки, мы, безусловно, будем руководствоваться нашей Конституцией, именно российскими основами правопорядка и нравственности, и в данном случае мы эту проблему здесь решаем», – пояснил Крашенинников.
Новости МоскваМежду тем законопроект спровоцировал большое количество вопросов у парламентариев. В частности, депутат от «Справедливой России» Игорь Моляков поинтересовался, считает ли Крашенинников гражданскую регистрацию брака, без церковных обрядов, законным основанием для создания новой семьи. Представитель фракции КПРФ Ольга Алимова попыталась уточнить, встречались ли главе думского комитета международные договоры, которые противоречат основам российского правопорядка и нравственности – и не проще ли выйти из такого договора, чем каждый раз обосновывать приоритет над ним Семейного кодекса РФ.
Кому подходит семейное обучение
Еще некоторое время назад домашнее образование считалось привилегией преимущественно детей с проблемами со здоровьем. Но сегодня перевод на семейное обучение стал возможным и для других учащихся. Рассмотрим, кому из ребят данный способ учебы подходит больше всего:
- Тем, кто быстро и легко усваивает новые знания. Таким ученикам, как правило, бывает скучно на уроках, поскольку они в кратчайшие сроки справляются с предложенными заданиями вполне успешно. Обучение дома позволяет им тратить меньше времени на основное образование и больше – на развитие других навыков.
- Детям, не успевающим освоить учебную программу наравне со сверстниками. Это не указывает на их неспособность к обучению в принципе. Просто некоторым ученикам требуется больше времени и, может быть, иной подход для того, чтобы изучить весь материал. Семейное обучение дает таким ребятам возможность не лишиться уверенности в своих силах и получить нужный результат.
Минусы семейного образования
- Скука и одиночество. Некоторым ребятам общение с другими людьми жизненно необходимо. Недостаток коммуникаций ребенка с внешним миром может сделать из него «отшельника».
- Ограниченные контакты со сверстниками не сделают из воспитанника лидера. Даже если такие задатки имеются, их нужно тренировать так же, как мозги и мышцы. А для этого нужно всегда находиться в гуще событий, активно участвовать в жизни общества, побеждать конкурентов.
- Неумение общаться с людьми. Иногда дети, получающие семейное образование и проходящие обучение на дому, оказываются не подготовленными к коммуникациям во внешней среде.
Что нужно знать про семейное образование
- Выбрать эту форму получения знаний – право учащегося и его родителей. Причем этим правом они могут воспользоваться на любом этапе обучения. Ученики любого класса в любое время (даже в течение учебного года) могут перейти на семейную форму образования. Не может быть ситуации, что «школа не отпустит», «создадут всяческие препятствия», «не возьмут обратно» и т. д.
- Ребёнок даже на семейном обучении учтён в государственной системе. Родители должны обратиться в администрацию района (города) по месту жительства, в отдел образования, и написать заявление в свободной форме. Если выбирается школа, к которой прикрепляется ребенок для прохождения аттестаций, то в заявлении следует указать это учреждение. Но делать выбор не обязательно во время подачи документов. В ответ на заявление администрация направляет письмо в адрес родителя с извещением, что информация принята, ребенок учтен и прикреплен к выбранной школе.
- Ученики на семейном образовании не должны сдавать аттестации по окончании каждого учебного года. Для получения документов достаточно пройти государственную итоговую аттестацию в школе с аккредитацией. Остальные аттестации и тестирования – добровольные, по желанию родителей и ученика. Также есть право на аттестации экстерном. Это означает, что если родители забрали ребенка на семейное обучение, допустим, во втором классе, то для получения итоговых документов ребенок должен пройти тестирование в 9 классе. Обязанности сдавать экзамены ранее 9 класса не предусмотрено.
После прикрепления ребёнка к конкретной школе у родителей и у образовательной организации возникают определенные обязательства. Закон предусматривает, что школа должна:
- бесплатно предоставить учебники и необходимую литературу, которая есть в школьной библиотеке;
- консультировать и оказывать помощь в обучении;
- предоставить возможность пройти добровольные и обязательные государственные аттестации и выдать по итогам успешного прохождения документы государственного образца.
В свою очередь родители должны создать все условия для обучения ребенка и для подготовки его к тестированию.
Что представляет собой компенсация за семейное обучение
Каждый ребенок обучается на деньги, которые выделяет государство. Общеобразовательные учреждения из этих средств выплачивают зарплату педагогам, приобретают учебники. Ребенка-«семейника» всем необходимым обеспечивают родители. На первый взгляд, логично, чтобы государство помимо школ выделяло средства и семьям, которые тратят средства на хоумскулеров (детей, которые учатся дома).
До 2004 года компенсация семейного обучения была четко оговорена на федеральном уровне. Деньги получали все семьи, в которых дети числились как хоумскулеры. Но постепенно вопрос о выплатах был передан органам самоуправления субъектов РФ. Необходимые нормативные акты приняли не все.
Новая редакция закона об образовании неоднозначна. Выплата не исключается, но вот выплачивать ли ее — решение остается за конкретным регионом. Иными словами, возвращать деньги родителей, чьи дети учатся дистанционно дома — право региона, но не обязанность.
Что нужно знать родителям, которые планируют перевести ребенка на семейное обучение
Тем родителям, которые выбрали для своего ребенка семейную форму обучения, стоит учесть ряд возможных нюансов:
- Если в регионе дети не получают семейное образование, то компенсация, соответственно, тоже не выплачивается.
- Если компенсация в регионе не установлена, но дети могут учиться дома, вопросы о выплатах следует в первую очередь обсудить с руководством школы. Размер компенсации будут определять местные власти.
- Если школа дала твердый отказ, можно посетить управление образования. Если и там решать вопрос с выплатами отказываются, но родители хотят добиться справедливости, можно подать исковое заявление. В таких случаях размер выплаты определит суд. Но стоит учесть, что такие дела редко удается выиграть.
- Если дети проживают в регионе, который осуществляет выплаты, им нужно аттестоваться в школе по месту жительства. Это значит, что родители должны закрепить ученика-«семейника» за общеобразовательным учреждением в своем городе или области. Если дети проживают в Перми, а аттестуются в Красноярске, семья не получит соответствующих выплат.
Принимать решение о выборе формы образования вправе только родители или законные представители ученика. Следует брать во внимание взгляд ребенка. Законодательство утверждает, что родителям нельзя отказать, если они хотят перевести своего ребенка на иную форму учебы.
Также допустимо сочетать несколько форм. Это значит, что законодательство не запрещает совмещать семейный и очный вариант обретения образования.
Родители совместно с ребенком могут принять решение обучаться некоторым предметам в школе, а прочие усваивать дома.
Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
- определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
- в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
- оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота
Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны.
Категории образовательных организаций высшего образования
- Статья 25 Устав образовательной организации
- Статья 26 Управление образовательной организацией
- Статья 27 Структура образовательной организации
- Статья 28 Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
- Статья 29 Информационная открытость образовательной организации
- Статья 30 Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
- Статья 31 Организации, осуществляющие обучение
- Статья 32 Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность
- Статья 33 Обучающиеся
- Статья 34 Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- Статья 35 Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания
- Статья 36 Стипендии и другие денежные выплаты
- Статья 37 Организация питания обучающихся
- Статья 38 Одежда обучающихся.
Как правило, требуется одно заявление для всех аттестаций, но в некоторых образовательных учреждениях нужно писать заявление для каждой отдельной аттестации.
Даже в пределах одной Москвы ситуация с компенсациями сегодня решается различными путями. В районах с большим количеством детей-«семейников» местные департаменты образования предпочитают, что называется, не поднимать волну. Они продолжают — пусть и частично — выплачивать компенсации. В районах, где «семейников» немного, выплаты могут и приостановить, говорит Матвей Матвеев из Центра Интенсивных Технологий Образования.
Окончательно, по его словам, чаша весов качнется в ту или иную сторону, когда станет ясен предел возмущения родителей. Если они смогут собраться единым фронтом, призовут в помощь общественные и религиозные организации, выплаты компенсаций, скорее всего, возобновятся. Игнорировать их требования Городской департамент образования не сможет, полагает эксперт.
С этой оценкой согласен и Павел Парфентьев. «С юридической точки зрения решение о выплате компенсаций — право региона. Никакой федеральный закон не обязывает регионы это делать, и номинально регион может отменить компенсацию, — говорит он. — В этой ситуации остаются два пути. Первый — убедительно продемонстрировать городским законодательным властям, что компенсацию необходимо сохранить, как уже ранее существовавшую гарантию. Показать, что семьям это необходимо, и что этого требуют справедливость и интересы детей. Второй путь — добиваться изменений в федеральном законодательстве. В частности, возвратить в него норму о компенсации при семейном образовании, которая действовала до 2004 года».
Парфентьев добавляет: перспективы у семейного образования в России есть. Всего за пять-шесть последних лет количество родителей, выбравших такую форму обучения для своих детей, выросло втрое. Это говорит о ее востребованности.
Родители, которые обсуждают проблему семейного образования на интернет-форумах, сообщают: департамент образования Москвы создал рабочую группу по решению вопроса о семейном образовании и выплате компенсаций. В состав группы планируют пригласить и родителей.
Получить комментарии в самом департаменте пока не удалось. В настоящее время редакция портала «Православие и мир» готовит официальный запрос в это ведомство.
«Для многих семейное образование — это способ противостоять разрушительной системе школьного образования, которая калечит детей. Я, как и многие современные родители, недовольна сегодняшним наполнением учебной программы. Считаю, что некоторые из предметов попросту не полезны и отнимают время, а для многих преподавателей выполнить план важнее, чем то, чтобы ребенок получил знания. Но обо всем по порядку.
Моя дочь с первого класса активно занимается плаванием. На сегодняшний день тренировки проходят практически ежедневно по несколько часов. А еще бывают соревнования и спортивные сборы. Получается, что у ребенка с утра до обеда школа, а после обеда до вечера — тренировки. Вечером, когда и она, и я уже вымотанные, нужно делать уроки. Кто-то скажет: «Ничего страшного, многие так учатся». Другие предложат бросить спорт. Но понимаете, за три года обучения ребенка в школе я проанализировала всю нашу учебу и поняла многое.
Наверное, семейное образование никогда не станет массовым явлением. Да и не требуется от него этого. Всегда будут те, кто мечтает о таком обучении, те, кто его осуждает, и те, кто уже не мыслит жизни в режиме «как у всех».
Я точно знаю, что если есть какие-то опасения, то семейное образование пробовать рано.
Вместе со всеми прелестями у свободы в образовании есть и серьезные сложности. Если в мегаполисах система поставлена на поток, то в небольших городах школы зачастую вообще не знают о том, что такое хоумскулинг. Родителям приходится в лучшем случае проходить весь путь знакомства и погружения в семейное образование в худшем — пробивать лбом стену бюрократии. А всё потому что законодательная база, касающаяся этой части образования, пока оставляет желать лучшего.
Кроме того, семейное образование требует очень серьёзных вложений. И в первую очередь не финансовых (хотя и их тоже), а временных и моральных. Нужно по-новому учиться организовывать день и образовательный процесс. Для родителей это не всегда легко. Но в любом случае все сложности с лихвой компенсирует радость от свободы и чувства полета и творчества, приходящие вместе с семейным образованием.
Госдума приняла законопроект об универсальном пособии для граждан с детьми
Представляла документ в Госдуме вице-премьер Татьяна Голикова. Основной упор чиновников в новом пособии – это его «бесшовность» и унификация социальных мер поддержки нуждающегося населения.
Кроме того, единую выплату будет курировать единый Соцфонд, образуемый с 2023 года.
Чиновники также будут проверять каждого обратившегося на соответствие критериям нуждаемости и его семейных доходов. Беззаявительный порядок получения новой выплаты пока также под вопросом. Эксперты обращают внимание на ужесточение критериев, по которым граждане теперь могут подпадать под выплату.
Сам законопроект был внесен в Госдуму в конце сентября. Согласно документу, выплата универсального пособия предназначена беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, а также семьям с детьми до 17 лет.
Новая выплата, как обещается, заменит собой ряд мер социальной поддержки.
А именно такие как ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности; пособие по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет; ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, а также ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
В Минтруде подчеркивают: универсальная выплата – попытка унифицировать ряд мер поддержки для семей с детьми и беременных женщин.
«Отдельные этапы будущего универсального пособия на вышеуказанных условиях уже реализованы в настоящее время в виде отдельных ежемесячных выплат.
Таким образом, для выстраивания целостной системы поддержки необходимо привести к единым требованиям меры поддержки семьям с детьми до 3 до 17 лет и ввести дифференцированный размер выплат беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности», – следует из пояснительной записки к законопроекту.
При этом отмечается, что новые назначения вышеперечисленных мер поддержки гражданам после 1 января 2023 года осуществляться не будут. Исключение составят граждане, у которых право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей возникло до 1 января 2023 года.
В общей сложности новая мера затронет семьи, где воспитывается около 10 млн детей, а на эти цели из регионального и федерального бюджетов потратят около 1,7 трлн руб., полагают в правительстве.
«Благодаря введению универсального пособия с 1 января 2023 года в РФ будет выстроена единая и комплексная «бесшовная» адресная поддержка семей с детьми с ранних сроков беременности женщины до достижения ребенком возраста 17 лет», – отметили в кабмине.
Отдельно подчеркивается, что пособие будет выплачиваться тем семьям, доход которых ниже одного регионального прожиточного минимума. Указывается, что сам размер пособия может составлять 50%, 75% или 100% от регионального прожиточного минимума трудоспособного населения. Минтруд пояснял, что сумма универсального пособия на детей, выдаваемого малоимущим семьям, в 2023 году составит в среднем 7 тыс. руб., 10,5 тыс. и 14 тыс. руб.
Кроме того, универсальное пособие будет назначаться на принципах социального казначейства единым Фондом пенсионного и социального страхования РФ, а при выплате пособия будет применяться «комплексная оценка нуждаемости граждан в пособии, включающей оценку доходов семьи, имущественной обеспеченности и трудового потенциала». То есть при выплате будет учитываться наличие движимого и недвижимого имущества, доходов от вкладов, а также причины отсутствия доходов у лица, имеющего право на такое пособие, и у трудоспособных членов его семьи.
Интересно, что при всей декларируемой адресности подхода власти пока предлагают выплачивать пособие только по заявлению гражданина.
Вице-премьер России Татьяна Голикова во вторник объявила, что возможность беззаявительного назначения рассмотрят после отработки механизма выплаты нового пособия.
«Пока мы не переходим на беззаявительный характер. Пока одно заявление, поскольку у нас сейчас, по сути, будет проходить период становления. Это же будет единое пособие, которое мы будем устанавливать на долгое время. Как только мы отработаем механизм, возможно, мы с вами к этому вопросу вернемся», – сказала она, выступая на пленарном заседании в Госдуме.
Чиновники говорят об оптимизации и унификации социальных мер поддержки, но под этим часто понимается скорее их урезание. В конце прошлого года глава Минтруда Антон Котяков сообщал, что всего в РФ около 400 различных мер социальной поддержки. При этом ежемесячной господдержкой тогда было охвачено около 7,5 млн детей. Тогда же он напоминал, что в пандемию в 2020 году выплатами по поручению президента были охвачены более 28 млн детей, а в 2021 году – 21 млн.
Финансовые власти РФ также регулярно ставят под сомнение эффективность современной социальной политики в стране, предлагая ее «оптимизировать».
Так, в Минфине считали, что маткапитал должен трансформироваться в более эффективную форму поддержки рождаемости.
«Мы еще год назад заявляли, что нужно смотреть подходы стимулирования мам рожать детей более адресно, более точечно с учетом нуждаемости. Мы говорили, что маткапитал должен трансформироваться в более эффективную форму поддержки мам, которые рожают детей», – говорил в 2014 году глава Минфина Антон Силуанов.
Выплаты населению по принципу адресности и нуждаемости – любимая присказка не только чиновников, но и ряда исследователей.
Так, ряд экономистов выступали за доказательную социальную политику, при которой те или иные меры поддержки предоставлялись бы в случае, если их эффективность доказана экспериментально. Те же ученые ранее предлагали оценивать нуждаемость граждан по совокупным доходам, включая туда наличие недвижимости, транспорта, дачи, сельхозтехники и даже скота.
К примеру, предлагалось не считать бедными тех, у кого в хозяйстве 20 овец, или 6 свиней, или 1 лошадь, или 40 кроликов, или 50 кур, или 20 пчелиных семей.
В Минтруде подчеркивают: с 1 января 2023 года будет выстроена целостная система поддержки малообеспеченных семей с детьми с охватом всех нуждающихся детей вне зависимости от региона проживания и очередности рождения, по единым правилам и через единого оператора.
«Универсальное пособие вводится в рамках исполнения поручения Президента по выстраиванию целостной системы поддержки семей с детьми.
Это – единое пособие для семей с низкими доходами, которое будет включать 7 действующих сегодня мер поддержки, в том числе выплаты в связи с рождением или усыновлением ребенка и до достижения им 3 лет, а также на детей от 3 до 7 лет и от 8 до 17 лет.
Пособие позволит создать целостную систему поддержки семей от периода беременности женщины до достижения ребенком 17 лет», — заявляют в министерстве.
В ведомстве отмечают, что с применением комплексной оценки нуждаемости, в дифференцированном размере уже выплачиваются пособия для семей с детьми в возрасте от 3 до 8 лет и от 8 до 17 лет. Кроме того, после введения универсального пособия возрастет поддержка беременных женщин. «С переходом на универсальное пособие они смогут получать не половину, а 100% регионального прожиточного минимума трудоспособного населения», — сообщают в Минтруде.
Унифицируются правила выплат на детей до 3 лет – это позволит получать поддержку из бюджета родителям вторых, третьих и последующих детей во всех регионах. «Ранее выплата на второго ребенка в этой возрастной категории производилась из средств материнского капитала, а выплата на третьего и последующего детей была доступна только в 78 регионах на разных условиях», — поясняют в пресс-службе министерства.
Тем не менее универсальное пособие действительно удобно и комплексно само по себе, признают эксперты. А размер большинства назначаемых пособий и ранее зависел от итогов комплексной оценки нуждаемости семьи. Инициатива ничего не меняет для большинства семей. Однако есть нюансы.